Школы открыли двери

Дата публикации 18.03.2014

Уже скоро закончится весенний набор в бизнес-школы. Те, кто хотели пойти учиться, скорее всего, уже выбрали свою альма-матер, а те, кто еще не определился со школой, сейчас активно читают отзывы выпускников. Многие бизнес-школы устраивают дни открытых дверей и организуют пробные занятия для потенциальных слушателей.

Насколько популярны такие маркетинговые ходы и чем еще привлекают клиентов бизнес-школы, «РГ» рассказал ректор МИМ ЛИНК, профессор Сергей Щенников: «Традиционные виды рекламы в продвижении бизнес-образования практически перестают работать. С каждым годом отдача от такой рекламы уменьшается. Сегодня слушатели все чаще хотят сделать самостоятельный анализ, собрав данные, и принять взвешенное решение о покупке».

Education marketing (обучающий маркетинг) крупные бизнес-школы используют уже не первый год. Основная цель пробных бесплатных занятий – дать потенциальным слушателям почувствовать на себе преимущества современных образовательных подходов и моделей. Требуются усилия и поддержка, чтобы освободиться от ментальных стереотипов, связанных с восприятием образования исключительно через классно-урочную дидактику, почувствовать разницу между репродуктивной и продуктивной деятельностью. Оценить эффективность такого маркетингового хода сразу нельзя, поскольку это лишь один из шагов работы с клиентами, но в любом случае он намного эффективнее, чем просто продажи и реклама.

Гости школы имеют возможность своими глазами посмотреть на учебный процесс изнутри: оценить манеру ведения занятия преподавателем, посмотреть на своих будущих коллег, составить приблизительную картину происходящего. «Однако нужно понимать, что неподготовленный человек, будучи помещен в гущу такого специфического действия, как занятие на МВА, сможет оценить лишь внешнюю его сторону. Поэтому темы открытых занятий подбираются специально: чаще всего это менеджмент, маркетинг, курсы личностного развития, – говорит Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА, проректор «Мирбис». – Дни открытых дверей исключительно эффективны. Это – стопроцентно целевая аудитория, серьезно нацеленная на обучение. По нашим данным, свыше 50% пришедших составляют менеджеры среднего звена, около 20% – топ-менеджеры. Конечно, прежде чем остановиться на той или иной программе и школе бизнеса, эти люди рассмотрят все предложения на рынке бизнес-образования, посетят не один день открытых дверей».

Дни открытых дверей в «чистом» виде бизнес-школы проводят редко. В основном дни дополняются мастер-классами, встречами с выпускниками и уже упомянутыми пробными занятиями. «Мы, например, предоставляем на дне открытых дверей уникальную возможность посетить очные занятия групп (тьюториалов), где можно посмотреть, как в действительности проходит обучение, «примерить» эту технологию к себе и убедиться в ее высокой эффективности. Дни открытых дверей и бесплатные занятия у нас интегрированы, поэтому отделить эффективность одного инструмента от другого затруднительно. Бизнес-образование – доверительная услуга и по результатам нашего собственного исследования, более половины слушателей принимают решения после 5-6 контактов с бизнес-школой, куда входят не только презентационные мероприятия, но и изучение рейтингов и аналитических материалов, индивидуальные консультации, рекомендации друзей, коллег», – отмечает Сергей Щенников.

Об «основном костяке» слушателей при весеннем наборе-2014 в отечественных бизнес-школах говорить пока преждевременно: но основные тенденции налицо. В школы бизнеса с каждым годом приходят все более молодые менеджеры – это общий тренд наборов последних лет у всех школ. Однако нельзя сказать, что их опыт и статус ниже, чем у предыдущего поколения менеджеров – просто в их жизни все происходит динамичнее.

«Большинство начинает работать, еще учась в вузе, многие пробуют создать свой бизнес. Кто-то к своим двадцати пяти годам успел поработать в трех-четырех компаниях различного профиля, приобрел разнообразный опыт. Таким образом, качество поступающих, если так можно выразиться, в 2014 году вполне подходящее», – подчеркивает Юрий Тазов.

В ЛИНК наблюдают рост количества слушателей от корпоративных клиентов. «В прошлом году мы запустили курс нового поколения. Он максимально интегрирован с практической деятельностью слушателя, наполнен самостоятельной аналитической работой в Интернете, применением получаемых инструментов здесь и сейчас в своей повседневной работе, что дает уникальный результат одновременно и для самого слушателя, и для его бизнеса. Можно говорить о совершенно свежей волне обучающихся. Очень динамичные, амбициозные, талантливые и трудолюбивые менеджеры новой генерации, для которых Интернет как часть управленческой действительности очень естественен и необходим. Они пришли за образованием XXI века», – заявляет Сергей Щенников.

Однако пока для бизнеса наличие у кандидатов диплома MBA не имеет первостепенного значения, скорее, это будет дополнительным преимуществом при выборе из двух равноценных по своим профессиональным навыкам кандидатов. Компании часто выстраивают – иногда привлекая преподавателей из маститых бизнес-школ и вузов, – собственные системы обучения, которые включает как внутренние, так и внешние тренинги с участием различных провайдеров, направленные на развитие профессиональных навыков и компетенций сотрудника. Оплата программы МВА сегодня является, скорее, исключением, нежели правилом. «У нас нет сотрудников, которые прошли отраслевые программы МВА. Компания поддерживает прохождение тренингов и повышение квалификации, но не МВА, – подтверждает руководитель подразделения кадрового администрирования, заработной платы и компенсаций FM Logistic Татьяна Хижняк. – По моему мнению, обучать сотрудника по программе МВА – nice to have, но отдача или прямое влияние на бизнес-результат невелики. В программах российских вузов больше имиджевой составляющей, чем реальных знаний, а программы зарубежных вузов далеки от российских реалий».

Ситуация с MBA в России достаточно неоднозначна, продолжает Ирина Дьяченко, директор по персоналу компании Artezio: «С одной стороны, считается, что прохождение курса MBA в российских вузах не является достаточно эффективным, так как в большей степени такие курсы читают преподаватели этих учебных заведений, а не успешные представители реального бизнеса. Таким образом, проходить программы МВА следует за границей. Однако ведение бизнеса на Западе достаточно далеко от российских реалий, особенно в областях, связанных с экономикой и управлением. На основании этого можно сделать вывод, что обучение по программе MBA в России эффективно не для молодых и перспективных специалистов, а, скорее, для менеджеров с большим стажем, желающих систематизировать свой опыт. Особняком стоит возможность обучения своих сотрудников по программе MBA в других странах для построения команды, готовой выводить российских бренд на зарубежный рынок».

Для ряда отраслей такой путь представляется излишне длительным и дорогим. Компании придерживаются другой модели – при расширении бизнеса за рубежом создают команду из местных специалистов, попутно проводя узкоспециализированные семинары, касающиеся непосредственно тех знаний и умений, которых недостает сотрудникам.

 

Читать по теме:

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте