Шесть основных способностей, без которых карьера пройдет мимо

Дата публикации 15.07.2016

Обычно в центре внимания учащихся находится некая фактическая информация, знания о предмете изучения, но нынешнее время как никогда перегружено информацией и идеями, которые к тому же очень быстро устаревают. Это приводит к тому, что важнее становится не то, что студент или слушатель знает, а насколько он способен сорганизовать себя для решения той или иной задачи. При этом какое знание он использует и как – дело третье, главное – результат.

Во время образования или самообразования не лишним будет напоминать себе, что любые прикладные знания – это, вообще говоря, тлен. Способности – вот те самые «золотые слитки», которые непременно нужно вынести из университета или бизнес-школы. На основе мнений ведущих экспертов в области высшего образования и HR мы попробуем объяснить, что это за способности.

Шесть основных способностей, без которых карьера пройдет мимо

Системность 

Практически в любом учебно-методическом пособии по любой дисциплине можно встретить выражение «системный подход». Для некоторых оно может показаться пустой формализованной болтовней, но это не так. Системность значит связанность одного с другим. И не только связанность, но и взаимозаменяемость определенных элементов. Из этого следует, что неважен отдельный квант знания – важно, как работает вся система, насколько успешно она выполняет свою функцию и достигает своей цели.
Александр Чулок, заместитель директора «Форсайт-центра» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках дискуссии «Профессии будущего» на Салоне образования 2016 метко определил системность мышления как «умение видеть лес за деревьями». Студент с системным мышлением не решает задачи ради решения задач – у него в голове всегда более высокая цель, целая динамическая иерархия целей. Они-то и подсказывают ему разные пути решения.

Междисциплинарность

«Сегодня мало быть программистом. Нужно также иметь навыки дизайнера, предпринимателя и понимать, как делается продукт», – поделилась наблюдениями на Салоне образования исполнительный директор института «Стрелка» Ольга Полищук. С междисциплинарностью всем более-менее понятно, и все вроде бы признают важность универсального, всеобъемлющего взгляда на выпускаемый продукт, но далеко ли от нас ушло привычное разделение на «физиков» и «лириков», «технарей» и «гуманитариев»? Ведь студенты по-прежнему оправдывают свое неумение считать или писать только тем, что у них определенный склад ума.
Междисциплинарность – это требование современности. Оно не предписывает одинаково хорошо разбираться в различных областях науки и практики, но определенно означает, что в успешном студенте или работнике должно быть бесстрашие перед погружением в неизвестные знания и непривычные умения.

Проектный подход

Александр Чулок упоминает о такой способности, как «умение делать все под ключ», то есть от начала и до конца. В условиях, когда с бешеной скоростью меняются технологии производства, а вместе с ними и этика потребления, выгоднее становится не содержать весь необходимый для работы штат, а развивать партнерские и сетевые взаимодействия. Но остается субъект производства, инициатор, который следит и координирует – ведет проект.
Проектный подход позволяет персонифицировать результат деятельности и тем самым повысить мотивацию труда. Человек, который ведет проект, принимает ответственность за все бизнес-процессы, связанные с получением определенного продукта.
Отчасти проектный подход подразумевает и наличие междисциплинарности, и системного мышления, но отчасти это и отдельная способность, вбирающая в себя как стандартный набор управленца (тайм-менеджмент, планирование, лидерство), так и специфическую «божественную» установку на производимый продукт как на что-то родное, буквально «рожденное» менеджером и неотделимое от его личности.

Адаптивность

Из-за того, что все быстро меняется, компаниям приходится быстро приспосабливаться. Изменения стали носить перманентный характер. Любая конкурентоспособная компания живет почти на вулкане, в постоянном инновационном напряжении. Изменения необходимо не просто принимать, но и управлять ими.
Директор по организационному развитию Rambler&Co Валентина Ватрак считает управление изменениями одной из самых значимых на сегодня компетенций. Руководитель, по ее мнению, должен вовлекать своих подчиненных в процесс изменений таким образом, чтобы каждый из них считал, что это его собственный выбор, и тогда можно будет исключить потерянное время на сопротивление изменениям».

Креативность

Об актуальности данной способности хорошо сказал на Салоне образования руководитель службы мониторинга инновационной инфраструктуры ОАО «РВК» Алексей Гусев: «Понятие профессии вообще скоро умрет, потому что это индустриальная эпоха, а индустриальная эпоха – это когда есть какое-то стандартизированное действие. А все такие действия у людей будут отобраны роботами, соответственно, останутся только нестандартизированные действия».

Эмоциональный интеллект

Наш век – это еще и век стресса. Жизненно важным стало не идти на поводу у настроения, вовремя предупреждать первые признаки депрессии или эмоционального выгорания. При этом необходимо быть чутким к другим, уметь поддерживать доверительную дружественную обстановку в трудовом коллективе. Эмоциональный интеллект – это примирение эмоций и разума ради выполнения поставленной задачи, а также проницательность в отношении чувств других людей.

Комментарии Фейсбук Вконтакте