Рынок MBA в России до конца не оправился от кризиса, но уже бьет ценовые рекорды

Дата публикации 24.10.2011

Кризис на рынке бизнес-обучения наступил в начале 2009 г. после нескольких лет пикового спроса на программы любого качества и продолжительности. В лучшие годы в российские школы бизнеса ежегодно поступали около 2500 человек, одновременно учились около 5000 (большинство программ длилось два года). Весной 2009 г. начался отток потенциальных и уже имеющихся слушателей, который продолжился и в 2010 г. Сначала ушли те, за которых платила или обещала заплатить компания, а это около половины всех студентов, потом остальные, и в целом, по оценкам компании Begin Group, рынок сжался примерно наполовину. Ситуацию не спасло замораживание, а в некоторых школах и снижение цен на обучение.

Сохраняется интерес к двум самым дорогим программам в России. В сентябре 2011 г. школа управления «Сколково» впервые запустила программу Executive MBA на русском языке (с синхронным переводом с английского), за которую 45 человек заплатили рекордную для России цену в 95 000 евро. (Первая англоязычная программа стоимостью 90 тыс. евро появилась в «Сколково» в 2009 г., в четвертую группу в январе 2011 г. зачислено 24 человека, которые также заплатили по 90 тыс. евро, на пятую англоязычную программу набор еще продолжается). На следующую по цене программу после «Сколково» – Double Degree Executive MBА Высшей школы менеджмента (ВШМ) СПбГУ и HEC Paris (51 900 евро) – набор закончится в ноябре. Предыдущая группа из 17 человек начала обучение 21 января 2011 г., в этом году спрос ожидается примерно такой же.

Весной 2011 г. было достигнуто дно спроса, надеется Сергей Календжян, декан Высшей школы коммерческого управления (ВШКУ) РАНХиГС. По итогам года школа получила 250 слушателей, что недалеко от набора 2008 г. – 262 человека. Спрос постепенно восстанавливается, уверен он, но новые слушатели хотят программ, отвечающих их индивидуальным запросам по темам и формату проведения. ВШКУ выделила отдельно программу Executive MBA для руководителей и собственников бизнеса, в этом году была открыта программа MBA выходного дня. Две группы обучаются по программе MBA в выходные дни и в Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА), еще одна – в школе бизнеса в РАНХиГС.

В «Мирбисе» также расширили предложение, стремясь привлечь самый широкий круг клиентов: теперь здесь есть все существующие в России виды программ бизнес-обучения разных форматов обучения по 16 специализациям, что позволит школе даже увеличить набор, полагает директор департамента МВА «Мирбис» Екатерина Лисицына. В 2008 г. на программы МВА и Еxecutive МВА было зачислено 447 человек, в 2011 г. ожидается 575 человек (весной были зачислены 188 человек).

Но хит сезона – сокращенные программы со сроком обучения до года, убежден Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). В октябре в школе началось обучение по одной из таких программ, которую 90% слушателей оплачивают полностью или частично сами. Это свидетельствует о том, что получить финансирование у компании для обучения на открытой программе по-прежнему сложно, делает вывод Павлов. А слушатель, платящий за себя сам, предпочитает начинать с коротких тестовых программ, длящихся менее года. В ИМИСП на таких программах в 2007/08 учебном году в школе училось 770 слушателей, в 2010/11 – 879. За последний учебный год увеличился или находится на стабильном уровне набор на такие программы в НИУ ВШЭ (более 7000 человек из 14 600, завершивших обучение по разным программам бизнес-образования), в школах бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ и других вузах. Такую программу открыли в ИБДА.

По мнению Анастасии Коршуновой, директора по маркетингу и продажам Vlerick Leuven Gent Management School в России, краткосрочные (18 месяцев и меньше), как и модульные программы МВА, пользуются спросом, потому что позволяют сочетать профессиональную деятельность с обучением. Школа вывела на рынок модульную 18-месячную программу Еxecutive МВА в Брюсселе (до этого была только двухгодичная с вечерней формой обучения), сохраняется интерес к модульной программе Еxecutive МВА в Петербурге (стоит 23 тыс. евро) на уровне 20–25 человек (в 2008 г. было 40 человек).

Наиболее успешно растут верхний и нижний сегменты рынка (программы ценой более 1 млн руб. и ниже 300 тыс. руб.), объясняет Сергей Мясоедов, президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), первый проректор РАНХ и ГС. По этой же причине растет рынок программ магистратуры по менеджменту (который отбирает нижний сегмент у МВА), говорит он.

В России пока всего 12 программ магистратуры по менеджменту, но спрос на них растет, тем более что на большинстве из них есть бюджетные места. ВШМ СПбГУ увеличила набор с 77 человек в 2008 г. до 123 в этом, ИБДА – с 237 человек до 241, «Мирбис», где нет совсем бюджетных мест, – с 67 человек до 100, и в ноябре 2011 г. открывается группа заочного обучения, в феврале 2012 г. – очно-заочная форма обучения.

Палочка-выручалочка

Основным драйвером повышения спроса на бизнес-образование в России и.о. декана ВШМ СПбГУ Сергей Кущ называет корпоративный сегмент: «С 2008 г. значительно вырос спрос на корпоративные программы обучения от компаний – лидеров российского рынка, которые активно работают на международном рынке: это и госкорпорации, и иностранные компании, и представители крупного российского бизнеса». Объем выручки по сравнению с 2008 г. в корпоративном сегменте вырос в 6-7 раз. Еще в 2008 г. на двух корпоративных программах в ВШМ СПбГУ обучалось 70 человек, в 2011 г. на 20 программах – более 800.

Количество слушателей на корпоративных программах выросло в ВШКУ, Stockholm School of Economics Russia (SSE Russia). В последней школе за три учебных года прошли обучение 425 человек на 13 программах (поступило 477 на 17 программ, некоторые не закончены, средняя продолжительность модульной программы – 30 дней).

Рекордсменом на рынке корпоративных программ стала школа «Сколково», которая более чем в 2 раза увеличила доходы от корпоративных программ только за прошлый год: с 7 279 000 до 14 824 996 дол. США в 2011 г. А всего с 2007 г. доходы от этого типа программ увеличились в 7 раз (см. диаграмму). В 2011 г. у школы было 29 корпоративных клиентов, из них треть – иностранные компании (Johnson & Johnson, Caterpillar и др.).

Старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров обещает всем российским и даже иностранным школам бизнеса много работы в ближайшее время. «Нам сейчас не хватает даже для российского рынка эффективных менеджеров, а учитывая наши планы по выходу в Европу, эта проблема будет только обостряться», – заявил он на конференции «Зарубежные инвестиции, глобальные стратегии и лидерство», организованной ВШМ СПбГУ и HEC Paris. Сейчас 700 человек проходят обучение в одной из французских школ менеджмента в России, еще 70 – за границей, но этого недостаточно, заявил он.

Отложенный спрос

Но в целом рынок открытых программ не восстановился до докризисных значений, уверена Маргарита Перепелица, руководитель международных программ MBA РАНХиГС. «В этом году активность наших потенциальных клиентов на международные программы МВА и Еxecutive МВА, реализуемые вместе с Kingston University, оказалась ниже в сравнении с 2008 г. на 20–25%», – говорит она.

Василий Боганцев, руководитель отдела по работе с бизнес-школами Begin Group, обращает внимание на сохраняющийся отложенный спрос – люди ходят на тематические выставки, в школы бизнеса поступают предварительные заявки, которые потом не оплачиваются.

«Думаю, что в ближайшее время лучшие кандидаты на программы МВА будут все-таки стремиться получать образование в топовых школах Европы, а на российском рынке произойдет укрупнение рынка до 10–15 основных игроков, предлагающих программы МВА на русском языке: незнание языка является основным барьером для обучения за границей», – полагает Коршунова.

Боганцев подтверждает, что интерес к поступлению в лучшие западные школы бизнеса не упал, что показывают выставки Begin Group.

Наталия Балашова, советник по маркетингу ректора ВШМБ РАНХиГС, рассчитывает на владельцев компаний и топ-менеджеров, уже имеющих диплом МВА или Executive MBA, которые будут стремиться окружить себя сотрудниками с таким же образованием. Мясоедов также обращает внимание на эту группу, но считает, что она будет жестко оценивать соотношение цена/качество программ, следовательно от этого выиграют несколько наиболее известных школ Москвы и Петербурга, программы которых имеют признанные международные аккредитации.

Комментарии Фейсбук Вконтакте