Работодатели развернули борьбу за выпускников

Дата публикации 22.02.2011

«Нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов, у нас их много, слишком много», – заявил президент на недавней встрече с сотрудниками службы занятости. Но избыток невостребованных выпускников – еще полбеды. Беда – острый дефицит востребованных. Ведь чем больше выходит на рынок ненужных выпускников, тем меньше выпускается нужных. Вот и результаты опроса ВЦИОМ показали: 69% респондентов считают, что устроиться на работу по специальности выпускникам стало труднее, чем раньше.

Этот перекос кадровики заметили давно. А усугубляется он тем, что студенческие ряды стремительно редеют. По данным Минобрнауки, в прошлом году вузы окончили 1,5 млн человек, а школы лишь 700 тысяч. «Россия находится в эпицентре демографической «ямы» начала 1990-х, которая ведет к сокращению количества студентов и дефициту кадров на рынке труда», – сетует Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра «ЮНИТИ».

Эксперты КЦ «ЮНИТИ» отмечают, что работодатели уже начали войну за выпускников. «Для многих компаний молодежь является основной движущей силой. Такие работодатели с первых дней работы предоставляют приличную зарплату и хороший соцпакет. Почти типовым стал бенефит из ДМС, обеда, фитнеса и курса иностранных языков», – отмечает Ольга Горюнова.

С ростом конкуренции за молодые кадры возраст рассматриваемых кандидатов снижается. «Около 70% наших сотрудников, занимающихся прямыми продажами и обслуживанием клиентов, пришли сразу после вуза. На стартовых позициях отдается предпочтение молодежи с маленьким опытом или вовсе без него, – рассказывает Максим Шишкин, руководитель отдела информационного обслуживания по работе с клиентами компании «Что делать Консалт». – Легкость обучения и скорость впитывания корпоративной культуры позволяет им добиваться лучших результатов».

Конечно, дело не только в результатах. Начинающий специалист дешевле опытного. «Нам интересны не все выпускники, а только те из них, которые имеют специфическую специализацию – например, актуарная математика или страховое дело. Вот за такими выпускниками мы гоняемся, это правда. В целом же опытный сотрудник интереснее, так как вчерашних студентов приходится учить работать в прямом смысле этого слова – они привыкли к вольной жизни, и им бывает сложно соблюдать трудовую дисциплину, дресс-код и правила коммуникации, принятые в компании, – объясняет Елена Качалова, руководитель отдела подбора и адаптации персонала компании «АльфаСтрахование».

– У выпускников преимущества два – они стоят дешевле и их можно воспитать «под себя». Но даже самых блестящих выпускников все равно приходится доучивать, поскольку вуз дает только теоретические знания, которые могут расходиться с практикой».

Качество высшего профессионального образования – еще одна проблема, которая усугубляет перекос. «Две трети вузов не дают достаточно профессиональных компетенций. Точно так же, как и по всей стране, в Москве мы видим тенденцию к уменьшению количества интеллектуальных мест, с каждым годом эта цифра уменьшается», – считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Эту проблему многие компании решают, запуская программы обучения студентов «под себя». Как рассказывают рекрутеры, наиболее активно эту тактику применяют в атомной, космической, металлургической, строительной и сельскохозяйственной отраслях, а также в организациях, специализирующихся на программировании и нанотехнологиях.

Комментарии Фейсбук Вконтакте