Работать с ехидными коллегами – отдельная наука

Дата публикации 07.08.2013

Поведенческие особенности, в просторечии именуемые ехидством, проявляются по разному. «Язвительные замечания во время совещаний — это один тип поведения, сплетни у вас за спиной – другой, – говорит Арабелла Эллис, представитель The Thinking Partnership, компании, специализирующейся на консалтинге в вопросах лидерства. – Ехидство может проявляться и невербально. Например, человек развалился на стуле, практически лежит – и это признак неподчинения».

Эллис добавляет, что индивидуальные проявления такого поведения часто весьма незначительны, что особенно затрудняет какую бы то ни было борьбу с ними. «Но они все равно могут быть довольно вредны и, кроме того, имеют свойство накапливаться, поэтому, если вы понимаете, что проблема существует, лучше решить ее как можно скорее», – говорит эксперт.

«Начиная борьбу с ехидным коллегой, прежде всего нужно понять, почему это происходит и что с этим можно сделать, – говорит Блэр Палмер, гендиректор коучинговой компании That People Thing. – Обычно люди так себя ведут из-за отсутствия уверенности в себе. В некоторых случаях, даже когда человек пытается шутить, на самом деле он хочет отвлечь от себя внимание, что может быть признаком дискомфорта, который он испытывает при серьезной дискуссии». Палмер считает, что в особо серьезных случаях такое поведение является намеренным: его целью может быть подрыв вашего авторитета.

Если человек просто ведет себя как надоедливый клоун, может быть, лучше принять это как есть. «Иногда одного осознания того, что человек поступает так вследствие страха и неуверенности, вполне достаточно», – говорит Роберт Келси, автор книги «Что мешает вам быть уверенным?» (What’s Stopping You Being More Confident?). «Развейте в себе чувство сопереживания. Вместо того чтобы думать о том, какое воздействие оказывают ехидные люди на вас, думайте, какое воздействие вы оказываете на них», – советует он.

Тем не менее язвительное поведение может зайти слишком далеко, чтобы не обращать на него внимания. «В этом случае не говорите человеку, что он ведет себя неприемлемо, – советует Эллис. – В коллективе люди часто разыгрывают паттерны своих отношений с родителями и учителями. Не будьте родителем в этой ситуации. Будьте просто взрослым. И человек изменит свое поведение, если почувствует, что к нему прислушиваются, но не сюсюкают и не наказывают».

«Люди даже не всегда осознают, что они ведут себя таким образом, – говорит Палмер. – Для них это может оказаться настоящим сюрпризом».

Если же такое поведение надоедает вам, говорит Келси, можно найти несколько способов борьбы с ситуацией: «Справиться с невежливыми или эгоистичными людьми легко. С первыми нужно просто выстроить барьеры, со вторыми – признать нужды их эго. Вы даже можете научиться давать ироничный ответный удар… В этом случае, даже если вы не можете изменить их поведение, вы измените их реакцию».

Эллис считает, что нужно дорожить собственной репутацией: «Определите тех коллег, которые думают о вас хорошо, и убедитесь, что они знают о происках ехидного сотрудника и считают, что доверять этому выскочке и наглецу не стоит».

Комментарии Фейсбук Вконтакте