Программу MPA доверили не всем вузам

Дата публикации 02.07.2009

До настоящего времени в России практически отсутствовала система постдипломного образования для руководителей органов государственной власти и государственных компаний. На Западе же система MPA работает давно и по качеству и стоимости образования вполне конкурирует с программами MBA. О том, как MPA программы появились в России, в специальном интервью для Begin Group рассказывает Елизавета Витальевна Степаненко, директор Центра программ MPA и международных исследовательских проектов Международного института государственной службы и управления (МИГСУ) Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ.

- Расскажите, пожалуйста, о программе Master of Public Administration (МРА) в России.

- Я начну с небольшой предыстории о том, что такое программа MPA. Иногда говорят, что это аналог программы MBA, но для государственных служащих. Это не совсем верно. Сходство в том, что обе программы являются программами дополнительного профессионального образования сверх уже полученного магистерского диплома или диплома специалиста. Программа МРА так же, как и программа МВА, подразумевает явное практикоориентированное «натаскивание» человека на определенную деятельность. Подразумевается, что выпускник программы МВА будет эффективно управлять бизнесом, в то время как выпускник программы МРА должен профессионально управлять экономическими, политическими и социальными процессами от лица государства. Пожалуй, на этом сходство этих двух программ заканчивается.

МРА программа ориентируется не на всех госслужащих, а только на высший их эшелон, на так называемую категорию руководителей и их заместителей. В МРА программе в отличие от всех других образовательных программ в стране изначально заложен принцип овладения определенной системой компетенций, что делает их совместимыми по смыслу с требованиями, имеющимися в должностных инструкциях государственных чиновников и к формированию резерва кадров этих должностей. Кстати, такой «компетентностный» подход заложен и в зарубежных МРА программах.

На Западе такие программы действуют уже несколько десятков лет и пользуются высоким спросом не только среди госслужащих, но и среди людей из бизнес-структур, ориентированных на ведение бизнеса в тесном взаимодействии с государством (например, реализующих различные проекты на основе принципов государственно-частного партнерства или связанных с тематикой госзакупок). Согласитесь, что знать, на что ориентируется государственный чиновник в выборе тех или иных проектов, немаловажно для эффективного ведения бизнеса.

Считается, что программа MPA, как и MBA, родилась в США, но не меньшее распространение эта программа получила также и в Западной Европе и Канаде – практически во всех крупных вузах развитых стран присутствуют подобные программы. Более того, считается, что человек, который претендует на высокие государственные должности, должен закончить программу MPA, а в ряде стран это является обязательным требованием.

В России на программу МРА впервые обратили внимание несколько лет назад, когда активно шла административная реформа. В 2005 году в инициативном порядке в РАГС при Президенте РФ по результатам анализа нескольких десятков программ МРА, реализующихся в странах Европы и Северной Америки, был разработан проект государственных требований по программе МРА. С инициативой РАГС были ознакомлены крупнейшие вузы страны, которые, как и РАГС, активно занимаются подготовкой госслужащих, а также представители Министерства образования России.

В результате появились Государственные требования к программе MPA, которые были введены в действие Минобрнауки в феврале 2008 года. Кроме того, был создан Совет Минобрнауки России по программе MPA на базе РАГС. В Совет сегодня входят одиннадцать вузов – АНХ, МГИМО, РУДН, ГУУ, МГУ, ГУ-ВШЭ, Финансовая академия, МГЮА, РАГС, СПбГУ и Академия государственного и муниципального управления (Татарстан).

Совет отвечает за формирование научно-методического обеспечения реализации программы МРА. При Совете создана экспертная группа, которая занимается непосредственно вопросами лицензионной экспертизы документов, представляемых образовательными учреждениями для лицензирования программы МРА.

- Какова предполагаемая аудитория программы MPA?

- В соответствии с Гостребованиями, программа предназначена, прежде всего, для государственных и муниципальных служащих, замещающих должности руководителей и их заместителей, а также лиц, включенных в кадровый резерв для замещения указанных должностей.

- Какие основные дисциплины изучаются на программе MPA?

- Программа состоит из трех смысловых блоков:

  1. Основы государственного и муниципального управления –200 часов. Этот блок дисциплин обязателен для всех обучающихся вне зависимости от специализации.
  2. Базовые дисциплины – 300 часов. Конкретный перечень изучаемых дисциплин формируется вузом.
  3. Дисциплины специализации – 250 часов. Перечень дисциплин, входящих в этот блок, формируется слушателем самостоятельно, исходя из своих компетенций, профиля работы.

Таким образом, программа МРА дает общие для всех и обязательные к освоению знания в области государственного и муниципального управления, базовые функциональные знания с учетом специализации конкретного вуза, а также набор знаний, в которых лично заинтересован слушатель с учетом выполняемых им сейчас служебных обязанностей или на которые он ориентируется в будущем.

- Планируется ли задействовать в разработке новых программ MPA частные российские вузы?

- Мы понимаем, что одиннадцати вузов, которые будут реализовывать программу МРА, недостаточно для нашей огромной страны. Однако можно отметить следующие принципиальные моменты: поскольку программа ориентирована, прежде всего, на категорию руководителей или их заместителей, то Минобрнауки и Администрация Президента России особое внимание обращают на поддержание высочайшего качества программы, что требует сдержанности в расширении состава вузов, реализующих программу МРА.

- Если у абитуриента нет опыта работы в государственных структурах, может ли он поступить на программу MPA?

- Да, существуют определенные требования к образованию и опыту работы поступающего. В частности, на программе могут обучаться бизнесмены или руководители, которые имеют опыт работы в бизнес-структурах не менее 4 лет.

- Есть ли у программы MPA МИГСУ зарубежные партнеры?

- Да, есть. Прежде всего, это Карлтонский университет (Канада), с которым мы развиваем отношения уже больше 4 лет. Началось все с краткосрочных двухнедельных программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Эти программы работают и по сей день, по их окончании выдается свидетельство государственного образца РАГС и сертификат Карлтонского университета. Сейчас мы идем к взаимному признанию программы MPA и к двойному диплому.

В марте этого года мы подписали также соглашение с Потсдамским университетом в Германии и уже в октябре 2009 года планируем проведение первой совместной программы повышения квалификации госслужащих с выдачей сертификата Потсдамского университета и свидетельства гособразца РАГС.

- Какие вступительные испытания предусмотрены на программу МРА?

Каждый вуз самостоятельно определяет программу вступительных испытаний. В РАГС это будет экзамен, состоящий из 2 блоков вопросов: 1) основы государственного и муниципального управления, 2) экономика.

- Предусматриваются ли стажировки в органах власти? Если да, то в каких?

Да, конечно. Мы планируем стажировки студентов в Государственной Думе, Верховном суде РФ, Комитете по международным делам Совета Федераций РФ и ряде других. С этими органами у нас подписаны долгосрочные соглашения.

Комментарии Фейсбук Вконтакте