Политика открытости дорого обходится работодателям

Дата публикации 05.02.2013

Никогда прежде сотрудники не имели доступа к сведениям о финансовом положении компании, результатах работы коллег и зарплатах персонала. Теперь же компании пустили рядовых работников в святая святых. Хотя для большинства из них это подобно прогулке по канату.

В обмен на доверие

Чаще всего политику открытости практикуют начинающие компании, которые хотят построить доверительные отношения между сотрудниками и дать каждому работнику в отдельности почувствовать, каков его вклад в развитие бизнеса. Например, сотрудники SumAll, нью-йоркской компании по сбору и анализу информации, могут одним кликом выйти на внутренний, доступный всем работникам сайт, где можно изучить соглашения компании с инвесторами, ее финансовые документы, оценку работы персонала, решения в сфере найма и зарплатной политики. Там же находятся сведения о бонусах и акциях, выкупленных сотрудниками.

Дейн Аткинсон, гендиректор SumAll, говорит, что компания с самого начала была открытой. Соучредители бизнеса считают, что люди работают эффективнее, когда у них не возникает сомнений по поводу зарплат и каждый видит свой реальный вклад в компанию.

Шкала зарплат в компании насчитывает девять фиксированных уровней. Каждый из 30 работников приписан к одному из них. Оклады варьируются от $35000 до $120000 в год. Зарплаты поднимают всем сразу в зависимости от результатов работы фирмы или ситуации на рынке. «Когда вы заходите в офис, ваша зарплата не написана у вас на лбу», но открытый доступ к цифрам снижает уровень тревоги и не дает ходу вспышкам нездорового любопытства по этому поводу, говорит Ким Монджелло, офис-менеджер SumAll.

70 работников компании — разработчика компьютерных программ Tenmast Software в Лексингтоне (штат Кентукки) имеют доступ к финансовым показателям компании и ежемесячно участвуют в составлении стратегического плана развития бизнеса на ближайшие 30 дней. Однако зарплаты сотрудников держатся в тайне.

Политика открытости окупила себя сполна, когда в прошлом году сотрудники выкупили часть бизнеса через стоковые опционы, что теперь позволяет им в большей степени контролировать ситуацию в компании.

Минусы открытости

Политика открытости неизбежно приводит к увеличению затрат — как финансовых, так и временных. К примеру, если зарплата одного сотрудника разительно отличается от зарплат остальных, то компания должна быть готова к переменам. Придется либо выравнивать уровень зарплат, либо объяснять, почему они такие, говорит Эд Лоулер, директор центра эффективности организаций в Университете Южной Калифорнии. Кроме того, едва сотрудники получают доступ к ранее закрытой информации, как у них появляется возможность оспаривать решения работодателя. Это негативно сказывается на темпах работы персонала, свидетельствуют топ-менеджеры компаний.

Еще одна сложность — публичное признание ошибок и публичная критика. Многие тяжело переживают, когда их работе прилюдно дают негативную оценку.

Слава Ахмечет, гендиректор и соучредитель компании по сбору данных RethinkDB в Маунтин-Вью (штат Калифорния), обнаружил, что политика открытости информации в области зарплат помешает ему нанимать звезд в своем секторе. Ему пришлось бы поднимать оклады всем остальным или объяснять людям, что в компании есть «особые» работники. В компании только он и еще два сотрудника знают, кто сколько получает. «Я считаю, что модель, основанная на прозрачности заработных плат, может работать в бизнесе больших размеров и с большими внутренними ресурсами. Но она неэффективна в начинающих компаниях», — заключает он.

Комментарии Фейсбук Вконтакте