Почему IT-компании терпеть не могут менеджеров

Дата публикации 20.08.2013

Весной 2013 г. чикагская компьютерная фирма 37 signals сделала новый шаг в корпоративном управлении: в компании появился менеджер. Джейсон Зимдарс, маститый дизайнер, назначенный на эту должность, не слишком обрадовался повышению. «Вместо того чтобы управлять коллегами, лучше бы я занимался реальным делом – дизайном и программированием», – ворчит он.

Традиционно переход в ряды управленцев считался для рядового работника фирмы лучшим способом продвинуться по службе и повысить зарплату. Но в стартапах, где свобода творчества и скорость выполнения задачи ценятся превыше всего, менеджмент воспринимается как атавизм и ненужный балласт.

Соглашаются со скрипом

37 signals, основанная в 1999 г., обходится небольшим коллективом, нанимая сотрудников, которые способны управлять собой без посторонней помощи. Две трети из 38 сотрудников компании, включая Зимдарса, работают удаленно. Самые важные профессиональные качества для них – быть специалистом высшего класса в программировании, дизайне и клиентском сервисе, а вовсе не в корпоративном управлении. «Мне нужны люди, которые не управляют, а делают», – говорит Джейсон Фрайд, один из основателей компании.

Для небольших компаний (таких как 37 signals) проблема заключается в том, как, с одной стороны, добиться воплощения поставленной задачи, а с другой – не выродиться в бюрократию.

Фрайд ранее координировал производство основного продукта компании – программы по менеджменту проектов Basecamp. Одновременно он курировал другую продукцию и разработку корпоративной стратегии. Справляться одному со всеми обязанностями было очень нелегко, и в результате принятие ключевых решений по Basecamp иногда занимало недели или даже месяцы. В апреле Фрайд понял, что пришло время передать бразды правления Зимдарсу, уже несколько лет работавшему в компании дизайнером. Зимдарс теперь уполномочен принимать решения относительно продукта и управлять командой примерно из пяти человек.

Недавно один сотрудник пришел к Зимдарсу с идеей новой программной функции. Фрайд, узнав об идее, предложил, чтобы команда разработала альтернативные, более глобальные решения. Хорошо обдумав ситуацию, Зимдарс предпочел не следовать распоряжению начальника и взял в разработку идею сотрудника в ее оригинальном варианте.

Менеджер на месяц

Несколько лет назад Фрайд пробовал экспериментировать с менеджментом среднего звена и нанял сотрудника для управления отделом клиентского сервиса. Однако, по его словам, сотрудник не делал ничего, кроме того что следил за действиями коллег. С тех пор функции менеджера клиентского сервиса, такие как контроль над выполнением задач и мониторинг эффективности, выполняются поочередно всеми сотрудниками подразделения. Менеджер месяца занимается и обработкой клиентских вопросов. «Если вы совершенно далеки от деятельности компании, вы не можете понять, что для нее необходимо», – говорит Фрайд.

Расположенная в Сан-Франциско компания GitHub, появившаяся на свет пять лет назад, находится в постоянном поиске, пытаясь найти равновесие между необходимым корпоративным менеджментом и свободой деятельности.

GitHub предлагает сотрудникам, участвующим в каком-либо проекте, самостоятельно определять свою роль в нем. При этом функции сотрудника могут меняться при переходе в другой проект. Соучредитель компании Том Престон-Вернер заявляет, что в компании нет ни менеджеров, ни организационных схем и оценка эффективности неформально проводится самими сотрудниками. Однако с ростом GitHub (сейчас там работает примерно 200 человек) руководство компании приходит к выводу о необходимости координации.

Отказаться от слова

Одним из решений, пусть и чисто символическим, по мнению Престона-Вернера, может стать отказ от использования слова «менеджер». «Это плохой термин», – уверен гендиректор GitHub. Ему нравится слово «лидер» и корпоративный акроним GitHub PRP (primarily responsible person – «непосредственно ответственный сотрудник»).

Один такой «ответственный сотрудник» – 34-летняя Соня Грин, бывший библиотекарь, она помогает управлять отделом клиентского сервиса компании, состоящим из 15 человек. Хотя Грин считает, что вполне способна всем распоряжаться, она не чувствует себя боссом. Члены ее команды часто обходятся без ее подписи. Она доверяет сотрудникам.

Компании, такие как GitHub и 37 signals, внимательно подбирают сотрудников, мотивированных на самостоятельное достижение результата в условиях, не предполагающих традиционного корпоративного управления. Что до Зимдарса – он доволен, что решения больше не откладываются, а флагманский продукт его компании вызывает больший интерес. «Мы не хотим признавать, что компании нужен менеджмент, – говорит он. – Но в общем-то понятно, что он нужен».

Комментарии Фейсбук Вконтакте