«Первые ласточки» российского финала CIMA Global Business Challenge 2011

Дата публикации 09.02.2012

Интервью с победителями российского финала CIMA GBC 2011 – командой L’hirondelle

В 2011 году российские студенты впервые участвовали в региональном отборе международного конкурса Global Business Challenge (GBC) для будущих бизнес-лидеров, организованного всемирно признанным институтом управленческого учета CIMA (Chartered Institute of Management Accountants). В качестве партнеров конкурса выступили компании BAT, PwC, Coca-Cola Hellenic и eGraduate. На протяжении нескольких лет глобальным спонсором выступает финансовая организация Barclays. Это соревнование по решению бизнес-кейса для студентов, в котором они дают консультации по стратегическим вопросам бизнеса в роли упрaвленцев. Студенты должны были подготовить отчет, включающий анализ бизнеса данной индустрии, и показать возможные решения. Победители национальных финалов соревнуются на международном финале за первенство и возможность выиграть ценные призы.

GBC очень популярен в разных странах от Австралии до Шри-Ланки – в 2011 году на международном финале в Китае приняли участие команды из 17 стран. В Индии количество участников исчисляется тысячами, но в России конкурс также набирает обороты. Несмотря на первый год проведения, в 2011 году зарегистрировалось более 40 команд. Чтобы рассказать о конкурсе более подробно и ответить на вопросы тех, кто еще не решил, принимать ли участие в GBC 2012, мы подготовили интервью с победителями российского финала 2011 года, командой L’hirondelle.

Знакомьтесь

Команда L’hirondelle (фр. «ласточка») состоит из четырех умных и обаятельных студенток 4-го курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС): капитан Юлия Минина, Александра Васильева, Ольга Савельева и Гым Сун Ким.

L’hirondelle – первая команда от России, которая попала на глобальный финал CIMA GBC. И, несмотря на то что они были «первопроходцами» российского этапа конкурса, команда достойно выступила в Китае и заняла 7-е место среди 17 стран.

Интервью

eGraduate.ru (eG): Добрый день! Расскажите, пожалуйста, чем Вас заинтересовал конкурс CIMA GBC?

Юлия Минина (ЮМ): Изначально принять участие в конкурсе нам предложили на факультете. Мы немного почитали, познакомились со структурой кейса, и нам понравилось его содержание и то, что он на английском языке. Задание было очень многостороннее, мы даже сами разрабатывали рекламную кампанию.

Нам было легко организовать команду, так как мы с одного факультета финансов и банковского дела и давно дружим. И мы решили попробовать, хотя в то время не было информации о возможных призах, о самой компании CIMA мы знали мало, только то, что она выдает финансовые сертификаты.

eG: Как появилось название Вашей команды?

Александра Васильева (АВ): Название команды — это идея Юли, нашего капитана, а мы ее поддержали. Во-первых, нам нравилось, как звучит это слово: очень мелодично, а у нас исключительно женская команда, и оно нам подходит. В то же время ласточки очень трудолюбивы и упорны, поэтому мы решили, что они могут быть нашим талисманом. И эти качества нам пригодились на все 100%. Из-за того, что на момент участия в конкурсе мы были только на третьем курсе, многих дисциплин мы еще не проходили, и многое приходилось осваивать самостоятельно.

И хотя мы не выиграли на международном финале, благодаря упорной подготовке мы очень многому научились, получили полезный и интересный опыт, а это даже важнее, чем просто привезти домой главный трофей.

eG: В прошлом году кейс был связан с fashion-индустрией. Это помогло Вам каким-то образом?

Ольга Савельева (ОС): Отрасль не сыграла никакой роли. С тем же успехом мы могли решать кейс по автомобилестроению J. Нам было интересно, потому что задание было очень похоже на реальную ситуацию. Мы использовали реальные данные из Интернета, например, по авиаперевозкам. Поэтому во многих командах были мальчики, но их абсолютно не смущала тема женской одежды. В первую очередь, мы работали с цифрами. Плюс, я думаю, что некоторым командам мужская точка зрения помогла придумать какие-то новые идеи того, как они видят этот бизнес.

eG: Что представляет собой задание?

Гым Сун Ким (ГСК): Это исходная информация о компании: внутренние и внешние показатели деятельности, условия, в которых она ведет бизнес, цели. А мы, как финансовые консультанты, рассматриваем имеющиеся проблемы, предлагаем пути решения, рассчитываем все с финансовой точки зрения. В кейсе были и такие вопросы, которые строго к финансам не относятся, но если подумать, то любая проблема требует финансовых затрат, поэтому нужен был комплексный подход к решению.

Кроме того, особенность конкурса в том, что в нем нет правильного решения. Как и в жизни, тут может быть множество вариантов действий. Главное, чтобы каждый шаг был четко аргументирован.

АВ: Кейс был очень хорошо составлен, он был понятен, несмотря на то, что для нас это был первый опыт подобной практической работы. Так как задание было интересным, нам хотелось максимально использовать свои знания. И помимо теории, которую мы уже проходили в академии, нам пришлось много информации изучать самостоятельно: искать в интернете, в учебниках. В итоге наша работа сильно отличалась от презентаций и на региональном финале, и на глобальном. Мы больше уделили внимание нашим идеям, а не расчетам, в то время как жюри, в первую очередь, оценивали именно расчетную часть. Эксперты хотели видеть не только конкретный план действий, но и альтернативные варианты.

eG: Как Вы распределяли работу по кейсу? Сколько у Вас было времени на подготовку?

АВ: Мы функционально разделили кейс по разным задачам, каждый занимался своим «кусочком», у каждого была своя расчетная часть. Но общую стратегию мы обсуждали все вместе: все предлагают свои идеи, потом наиболее подходящую из них развивали более подробно с детализацией по задачам. Так как мне нравится работать с презентациями, эта часть работы была в моей зоне ответственности: я разработала наш логотип, подготовила слайды. Я люблю творческую работу, и конкурс GBC в этом смысле давал очень много возможностей.

ОС: Времени, как обычно, не хватило. Мы начали заниматься на зимних каникулах, но много времени ушло на то, чтобы «подтянуть» знания по нужным дисциплинам. Поэтому приходилось работать по ночам.

eG: Какая разница в задании была между разными этапами конкурса?

ОС: Изначально у нас было одно задание, один кейс, а на каждом этапе к нему что-то добавлялось: сначала мы сделали просто отчет, потом к российскому финалу мы подготовили презентацию и защищали ее. На международный финал мы поехали с этой же презентацией, но дополнительно еще нужно было снять ролик, но скорее не про кейс, а про нас самих.

eG: Как прошла Ваша поездка в Китай? Что у Вас было помимо самого финала?

ЮМ: Спасибо большое организаторам, поездка была очень интересной. В каждом городе у нас были экскурсии, о нас заботились, чтобы мы не скучали.

ОС: Мы посетили офис Barclays, прослушали лекцию о компании, пообщались с их стажерами, узнали их впечатления от работы в компании. Нам рассказали, как составлять резюме, на что обращать внимание. Мы могли подойти со своим резюме к сотруднику компании и проконсультироваться.

eG: Планируете ли Вы принять участие в подобных конкурсах в будущем?

АВ: В будущем я бы с удовольствие приняла участие в подобном конкурсе, возможно, еще раз в CIMA GBC, но не в этом году. Нужно немного отдохнуть эмоционально. А вот на пятом курсе я бы с удовольствием приняла в нем участие, возможно даже с этой же командой, если мои коллеги согласятся и позволят условия конкурса.

eG: Как победители российского финала, Вы выиграли стажировку в компании Coca-Cola Hellenic. Вы уже воспользовались этой возможностью?

ЮМ: Да, моя стажировка уже почти закончилась. Как у победителей регионального финала, у нас была возможность выбрать начало стажировки, отдел, срок и «глубину» стажировки: она могла длиться от одного месяца до трех, мы могли выбрать «глубокое погружение» в один отдел или обзорную работу в разных отделах. Я выбрала стажировку в финансовом отделе сроком на 3 месяца.

Мне очень нравится компания и работа. Я занимаюсь финансовой аналитикой на уровне специалиста. Наш отдел анализирует разницу между запланированным и фактическим бюджетом на ежемесячной основе. А сейчас я участвую в подготовке бюджета на 2012 год.

АВ: Я планирую использовать свою возможность после зимней сессии в отделе маркетинга. Мне ближе эта сфера, так как здесь можно проявить свои творческие способности, а не только «общаться» с цифрами. Вообще мне интересно и то, и другое, но поскольку есть шанс еще во время учебы попробовать себя в новой сфере, то я хочу его использовать. А рассчитать финансовые коэффициенты я всегда успею :)

eG: Большое спасибо за общение!

Советы будущим участникам

Исходя из своего опыта участницы команды L’hirondelle дали несколько рекомендаций тем, кто планирует участвовать в CIMA GBC 2012:

   1. Если вы приняли решение участвовать, то не отступайте: действуйте, ищите, учитесь, спрашивайте. Как и в любой жизненной ситуации могут быть трудности, но нужно идти до конца.

   2. Для поддержания комфортной обстановки, в первую очередь эмоциональной, очень важна команда. Между вами должно быть взаимопонимание, вы должны поддерживать друг друга, помогать. Только тогда в ваших действиях появится синергия, и вчетвером вы сможете сделать больше, чем по отдельности.

   3. Учите английский, здесь он нужен «как воздух»: кейс, отчет и презентация полностью на английском. Те, у кого нет сложностей с языком, не тратят время на перевод, они занимаются только творческой и вычислительной частью, экономится огромное количество времени. Особенно это важно во время презентации, где нужно быстро и грамотно ответить на вопросы жюри.

   4. Уделяйте большое внимание расчетной части и в самой работе, и в презентации. Вы должны представить несколько возможных вариантов решений, а потом аргументировано доказать, почему ваше финальное предложение лучше.

   5. Используйте дополнительную информацию: вам нужно учесть максимальное количество внешних факторов, и как они могут повлиять на ваше решение. Подобные вопросы на рассуждение часто задают на презентации.

Мнение преподавателей

Говоря об успешном выступлении команды L’hirondelle, нельзя умолчать о преподавателях РАНХиГС, которые помогали участникам в теоретической части задания. Многие дисциплины пришлось постигать буквально за два дня, но благодаря поддержке преподавателей команда справилась с кейсом.

«Мне кажется, что любой конкурс мобилизует потенциал человека, включает дополнительные механизмы: проактивность, креативность, нацеленность на результат. Когда предоставляется шанс раскрыться и показать себя, это мобилизует и мотивирует на хороший результат. Так должно быть. Студенты должны научиться брать барьеры, тогда они чувствуют себя такими «окрепшими». И здесь ситуация была такая, когда они действительно мобилизовались. Они вернулись с конкурса другими людьми. С одной стороны, они были уставшими, так как очень много работали, с другой стороны, их удовлетворение говорило о том, что люди преодолели барьер и осознали это. Это достижение», – считает Насибян Седа Саркисовна, декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС.

«Участие студентов в таких конкурсах, как CIMA GBC, очень полезно для них. Во-первых, в вузе они изучают ряд обособленных дисциплин, комплексное применение которых возможно только, когда они выходят на работу или на практику. А подобный кейс позволяет увидеть применение этих дисциплин всех вместе еще во время учебы, дает возможность почувствовать, что они изучают не просто отдельные предметы, а именно комплекс взаимосвязанных знаний. Во-вторых, благодаря этому студенты понимают практическую применимость своего багажа знаний. В-третьих, задачи такого рода позволяют им ориентироваться профессионально. И наконец, это работа в команде: они учатся работать друг с другом, вырабатывать стратегию, обсуждать. Подобный опыт действительно очень важен», – делится Чипуренко Елена Викторовна, заведующая кафедрой Бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита РАНХиГС, к.э.н., доцент.

Комментарии Фейсбук Вконтакте