Окупаемость бизнес-образования: cпорный вопрос

Дата публикации 24.01.2012

«Насколько действительно полезна степень МВА?» Этот вопрос так или иначе задает себе каждый, кто решился поступать на такую программу. В качестве возможного ответа можно посмотреть недавнее исследование Graduated Management Admissions Council (GMAC), а также на критическую оценку результатов этого исследования журналистами BusinessWeek.

Проведя масштабный опрос среди выпускников программ МВА, GMAC выяснил следующее:

  • 87% опрошенных заявили, что они полностью вернули затраченные на обучнеие средства в течение четырех лет после окончания программы;
  • 86% опрошенных выпускников 2011 года получили предложение о работе сразу после окончания программы МВА;
  • 93% выпускников 2011 года оценили найденную после окончания обучения работу как «именно то, на что они рассчитывали»;
  • 82% выпускников 2011 года признали, что их зарплата выросла соответственно их ожиданиям или даже превзошла их.

Как видно, бизнес-образование обладает выгодным показателем ROI, причем это касается самых разных видов программ (full-time MBA, part-time MBA, EMBA и т.д.). Стоит также добавить, что 80% опрошенных отметили, что степень МВА дала им возможность относительно спокойно и стабильно пережить неспокойные времена в мировой экономике.

Но такую безоблачную картину несколько подпортили журналисты BusinessWeek. Они считают, что если посмотреть на программы МВА ведущих бизнес-школ мира, то общая стоимость обучения может составить до 300 тыс. долларов. Такая внушительная цифра получается потому, что BusinessWeek учитывает так называемую «альтернативную стоимость» или «стоимость упущенной возможности» (opportunity cost). Трудно представить, что выпускникам удается вернуть потраченные деньги за столь короткий период. «В основе образа мыслей студента и выпускника программы МВА лежит оптимизм, – говорится в статье BusinessWeek «The MBA’s Value? Debatable». – Но в ситуации оценки эффективности обучения на таких дорогостоящих программах этот оптимизм просто неуместен».

Комментарии Фейсбук Вконтакте