Образование в законе: как будут учиться и учить по новым правилам

Дата публикации 18.10.2012

Проект закона «Об образовании в РФ», который Госдума приняла в среду в первом чтении, расширит госгарантии бесплатного обучения, закрепит особый статус педагогов в обществе, укрепит связь между образовательными программами и современным рынком труда, а также откроет обычные школы для детей-инвалидов, уверены в министерстве образования и науки. Эксперты считают, что обновление закона давно назрело, концепция документа в целом верна, но требует детализации.

Госдума в среду приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ». За правительственный проект проголосовали фракции «Единая Россия» и ЛДПР.

Народ – творец закона

Законопроект «Об образовании в РФ», подготовленный министерством образования и науки, заменит два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 году и 1996 году соответственно. В новом документе будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное – начальное, среднее, высшее и дополнительное.

Работа над проектом закона началась еще в 2009 году. Первая рабочая версия была размещена на сайте Минобрнауки России в мае 2010 года и вызвала большой резонанс как в профессиональном сообществе, так и среди граждан России.

«Этот закон напрямую затрагивает интересы порядка 40 миллионов наших граждан: учеников, их родителей, учителей, преподавателей – всех тех, кто так или иначе вовлечен в образовательный процесс», – сказал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, выступая в среду на заседании Госдумы, посвященном первому чтению законопроекта.

Министр отметил, что ведомство получило за два года обсуждения проекта закона свыше 20 тысяч замечаний, причем не только от представителей профессионального сообщества, но и от родителей, учащихся, работодателей, представителей власти.

«Это позволяет утверждать, что фактически новый закон «Об образовании» написан самими гражданами», – отметил Ливанов.

Особый статус

Одной из главных новаций закона, по словам Ливанова, является то, что в документе впервые на законодательном уровне закреплен особый статус педагогических работников.

«Мы понимаем, что человек, который принимает решение стать учителем, чувствует в этом свое призвание. Мы убеждены, что он имеет право на достойную зарплату, комфортные условия работы и поддержку со стороны государства. Новый закон отражает такое понимание роли учителя в обществе», – заявил министр.

Этот законопроект не только сохраняет, но и расширяет государственные гарантии бесплатного образования. За каждым гражданином сохраняется право на бесплатное дошкольное, школьное и среднее профессиональное образование, а на конкурсной основе – на высшее.

При этом, например, количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах школьного образования не уменьшается, а увеличивается.

Расширен спектр форм обучения, за счет чего повышается доступность образования в целом. Россияне теперь смогут получать образование на бесплатной основе не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе в негосударственных организациях. Для этого вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий, электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Кроме того, в проекте закона нашли отражение интересы работодателей и их будущих работников – выпускников учебных заведений. Ливанов подчеркнул, что образование ради «корочки» не имеет смысла: каждый должен быть уверен, что после обучения его ждет хорошая работа с достойной зарплатой.

Еще одна актуальная новация закона – развитие в стране инклюзивного образования для людей с инвалидностью.

«Мы исходим из того, что лучшее место для таких учеников – вместе со всеми остальными. Образовательная система ни в коем случае не должна изолировать детей с ограниченными возможностями», – уверен глава Минобрнауки.

Помимо новаций, в документе сохранен и тот позитивный опыт, который был накоплен в сфере образования за последние 20 лет, отмечают разработчики. В частности, речь идет о сохранении Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В документе также отражены практические результаты введения в систему образования федеральных госстандартов.

Продолжение следут

Вместе с тем, по мнению уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, проект закона «Об образовании в РФ» в данный момент носит в большей степени декларативный характер и не подкреплен конкретными механизмами его исполнения.

В частности, омбудсмен отметил, что в документе недостаточно отражен вопрос обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По его словам, в документе не прописаны четкие требования к российским регионам в части реализации положений закона об инклюзии. Фактически это означает, что развитие такого обучения дается на откуп региональным властям, что может привести к тому, что проблема так и не сдвинется с мертвой точки.

Работа над внесением изменений в проект закона уже началась. Так, например, Российский союз ректоров (РСР) готовит пакет поправок ко второму чтению законопроекта в части высшего образования. Одно из предложений сводится к тому, чтобы наделить вузы возможностью выдавать дипломы собственного образца вместо документов гособразца. По мнению генерального секретаря РСР Ольги Кашириной, благодаря этому высшее учебное заведение будет нести всецелую ответственность за качество подготовленных специалистов, также повысится реальная межвузовская конкуренция.

«При рассмотрении проекта закона в Госдуме начнется борьба за поправки. Я уверен, что люди, занимающиеся образованием, будут настаивать на том, чтобы в документе были более четко прописаны механизмы исполнения закона», – убежден Бунимович.

Ожидается, что полностью документ будет принят Думой до конца года, он должен вступить в силу 1 января 2013 года.

Комментарии Фейсбук Вконтакте