Наибольших результатов с дипломом МВА добиваются топ-менеджеры

Дата публикации 11.10.2012

Школы MBA прекратили выдавать дипломы государственного образца с начала этого года. Так решило само государство, приняв поправки к закону «Об образовании». Как это отразится на статусе самой степени мастера делового администрирования? «Известиям» на этот вопрос отвечал Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА.

Что сегодня значит быть обладателем диплома MBA?

Чтобы лучше понять, кто такой выпускник программы МВА, обратимся к результатам исследования российского бизнес-образования, которое в 2012 году провели Российская лига MBA совместно с рекрутинговым порталом Superjob.ru. Вывод очевиден: обладатель МВА – преимущественно карьерный менеджер, мужчина. Таковых почти 70%. Большинство выпускников программ MBA (больше 55%) получили диплом о высшем образовании в возрасте до 35 лет.

Половина поступивших на программы MBA сделали это с целью карьерного роста. 45% опрошенных рассчитывали, что бизнес-образование позволит им успешнее справляться со своими обязанностями на текущей должности, еще 5% посчитали бизнес-образование необходимым для открытия собственного бизнеса.

Очевидно, что наибольших результатов по разным показателям достигли менеджеры высшего звена. Это опровергает расхожее мнение о том, что MBA вообще не дает никаких преимуществ и остается только блестящим фасадом, прикрывающим вполне обыкновенные знания.

С получением диплома MBA люди связывают большие ожидания. Как работодатель оценивает наличие степени у соискателя?

Те, кому удалось продвинуться по карьерной лестнице, увеличили свой доход за 2 года после окончания MBA в среднем в 1,5 раза, причем это в равной степени коснулось менеджеров среднего и высшего звена.

Видно, что работодатель положительно оценивает компетенции выпускников. Конечно, эта оценка учитывает и опыт работы сотрудника. Иначе не может быть: МВА без опыта работы – нонсенс. «Стоимость» менеджеров с МВА иллюстрируют свежие данные Superjob, отражающие реальный спрос и предложение на рынке труда. Заметно, что заработная плата кандидатов со степенью МВА выше на 20–30%.

Отличие российского MBA от западного: какие преимущества и недостатки? Где, по-Вашему, лучше начать обучение?

На этот вопрос обычно отвечают, что все зависит от планов того, кто учится. Планируете жить и работать в России – пожалуйста, в российские бизнес-школы. Если в планах – штурм заоблачных высот международных корпораций – вас ждут западные школы бизнеса. Однако жизнь вносит коррективы – в российских компаниях на руководящих постах уже немало выпускников западных МВА. Единых рецептов нет, ясно одно – обучение за рубежом, в иной культурной и бизнес-среде обогащает российского менеджера, предпринимателя. Поэтому в той или иной форме обучение за рубежом крайне желательно. Большинство российских программ МВА включают как минимум зарубежную стажировку в бизнес-школах Европы, США, Китая.

Есть какая-то альтернатива этому диплому? Для многих обучение – весьма недешевое удовольствие.

Да, бизнес-образование недешево, но, согласитесь, программы такого уровня и не могут быть дешевыми. По программам МВА обычно учатся те, кто уже проявил себя в бизнесе, чего-то достиг, но хочет большего. Для этой категории людей цена не является запредельной. С учетом действующих ставок оплаты хороших преподавателей в Москве стоимость программы МВА не может быть ниже 400 тыс. рублей за 2 года обучения. Ценовой диапазон большинства программ МВА в Москве 400–700 тыс. рублей за 2 года. Однако МВА нижней ценовой категории на рынке есть, и, вероятно, таких предложений будет больше. Ситуация изменилась с начала этого года, когда государство объявило о прекращении дальнейшей аккредитации программ МВА. Это может открыть дорогу дешевым подделкам под МВА, что в условиях кризиса и снижения платежеспособности населения чревато дискредитацией всей системы бизнес-образования.

Это результат отмены государственного диплома MBA?

На самом деле повсеместной «отмены» государственного диплома МВА пока не произошло. Одни бизнес-школы лишились права выдавать дипломы государственного образца вместе с окончанием срока действия своих аккредитационных свидетельств, другие – пользуются этим правом, пока действует их аккредитация. Широкая дискуссия в бизнес-образовательном сообществе по поводу ненужности государственного регулирования бизнес-образования выявила две позиции. Сторонники «свободного от государства» МВА (представляющие, правда, государственные школы бизнеса) говорят, что рынок сам себя отрегулирует. Знакомый мотив: как это происходит в краю родных берез, мы видели неоднократно. Уход государства из какой-либо сферы регулирования часто означает снижение качества продукции или услуг. Но интересно, что, как всегда, не спросили тех, кто собирается учиться на МВА: важен ли для них именно госдиплом МВА?

Российская лига МВА провела локальный опрос на эту тему среди посетителей сайта «МВА в Москве и России». Почти треть считает, что госдиплом МВА нужен, потому что госдиплом – синоним качественного образования. С ними солидарны 22% опрошенных, считающих, что госдиплом нужен, если обучение проходит в государственном вузе, и 15% тех, кто полагает госдиплом МВА необходимым, потому что госдиплом есть у всех уровней образования. Две трети хотели бы получить государственный диплом МВА.

Однако среди сказавших «нет» госдиплому МВА 8% поступающих диплом вообще не нужен, а 24% считают, что государство вообще не умеет учить бизнесу. Это заставляет задуматься: должна ли школа бизнеса иметь статус государственного учреждения? Может ли она, не ведя собственную бизнес-деятельность, качественно учить бизнесу? Я за то, чтобы школы бизнеса сами применяли на практике то, чему учат слушателей в своих аудиториях.

Как решить, нужно ли вам бизнес-образование? Ведь это не только собственные предпочтения, многие условия диктует рынок.

Обычно к решению пойти на МВА человека подталкивает ситуация: он начинает осознавать, что имеющихся знаний катастрофически не хватает для того, чтобы либо совершить очередной карьерный шаг, либо придать новое ускорение своему бизнесу. Засиделся на определенной карьерной позиции, бизнес не растет. Вроде бы и книжки по менеджменту и финансам читал, на тренинги ходил, а все не то – фрагментарно, без системы и крепкой основы. Да и с такими же, как он сам, хочется посоветоваться, перенять удачные идеи, находки. Вот основные мотивы тех, кто приходит на МВА.

Каким MBA-рейтингам Вы доверяете, если доверяете вообще?

На сто процентов не доверяю никаким рейтингам бизнес-школ, ни западным, ни российским. И те и другие в какой-то степени приблизительны. Ручаться за достоверность данных о заработной плате, которые сообщают о себе выпускники западных и отечественных школ бизнеса, нельзя. Сведения же, которые бизнес-школы сообщают о себе, зачастую можно отнести только к области рекламы. Поэтому отделить правду от вымысла бывает нелегко. Тем не менее сам факт регулярного попадания школы бизнеса в рейтинги заслуживает внимания. Лидеров отрасли всегда видно, они активны в медийном и экспертном пространстве. Рейтинги, которые основаны на мнении выпускников, конечно, вызывают большее доверие. Напротив, слабым местом «экспертных» рейтингов, как правило, является состав экспертной комиссии. Признанных авторитетов в этой сфере нет, да и оценка бизнес-образования будет посложнее фигурного катания. Понятно одно: участвовать в создании рейтингов сами бизнес-школы не должны, недаром абсолютное большинство зарубежных рейтингов составляют СМИ. В этой связи можно только приветствовать решение некоторых школ бизнеса дистанцироваться от активного участия в опросах выпускников в рамках подготовки рейтингов.

Какую трансформацию мы наблюдаем в сфере Executive MBA?

Все программы бизнес-образования непрерывно изменяются: вводятся новые курсы, используются новые образовательные форматы и технологии. Программы для руководителей – Executive MBA – не исключение. В названии многих программ ЕМВА появилось слово «лидерство». Лидеры с большим личным потенциалом, которые способны проводить преобразования, выстраивать управление по целям, генерировать новые идеи, создавать эффективную корпоративную культуру, являются главным конкурентным преимуществом компании. Но дело не только в их профессиональных компетенциях. Бизнес-школа должна помочь преодолеть недобрую управленческую и культурную традицию, воспроизводящую абсолютно авторитарных руководителей, не умеющих работать командно, нетерпимых к чужому мнению, избегающих ответственности за принятые решения. Задача настоящего руководителя – вдохновлять и вовлекать, уметь слышать, быть мудрым наставником, а не придирчивым контролером, иными словами, быть первым среди равных.

Отдельные кадры считают, что степень MBA не нужна, так как бизнес строится на других факторах – способностях, связях… Многие люди вообще строили свои империи без высшего образования – Билл Гейтс, Стив Джобс. Как реагируете на такие высказывания?

Здесь нет предмета для спора – талантливые одиночки были всегда. Однако профессионализм формируется обучением, и в мире на программах МВА и ЕМВА учатся сотни тысяч менеджеров. Образование вообще и бизнес-образование в частности сильно повышают качество жизни.

Комментарии Фейсбук Вконтакте