На что рассчитывают топ-менеджеры, поступая в бизнес-школу

Дата публикации 12.08.2014

На что рассчитывают топ-менеджеры, поступая в бизнес-школу

В последние годы часто поднимают тему о кризисе бизнес-образования, в частности, что касается полноформатных программ MBA, длящихся от года до двух. Связаны подобные разговоры, прежде всего, с общим замедлением экономического роста по всему миру: все чаще на профессиональных конференциях звучат мнения, что столько обладателей степени МВА рынку уже не нужно. Как итог - многочисленным выпускникам, которые прерывают свои карьеры и уходят с головой в образование как минимум на год, с каждым годом все сложнее искать работу и возвращать потраченные на образование средства.

Запросы студентов к бизнес-школам меняются - никто не хочет тратить время на лекции профессоров, которые доступны онлайн, от бизнес-школ просят максимально практичных инструментов и навыков. Отчасти это стало толчком к росту популярности модульных программ (которые идут несколько дней подряд в месяц), на которых студенты учатся без отрыва от основной работы и где они не просто получают академические знания, но делают реальные проекты, готовые к запуску.

В России программы MBA (сюда входят как программы MBA для аудитории до 30 лет и Executive MBA для тех, кому за 35) существуют не так давно. У российских топ-менеджеров, скажем откровенно, до конца нет понимания, зачем им, уже возглавляющим крупные и сильные компании, нужно снова учиться. Культура life-long-learning, образование в течение всей жизни, только начинает формироваться. Первые признаки этого - изменения запросов к бизнес-школе, которое мы чувствуем на программах MBA за последние пять лет.

Мы выделили четыре основных тренда в подходах к бизнес-образованию у российских предпринимателей и топ-менеджеров:

1. Поиск новых смыслов

Программы МВА исторически были созданы для корпоративных сотрудников, которые шли на них с простой целью - получить продвижение в карьере и более высокие зарплаты. Как добавление к этому - приобретение управленческого инструментария и универсальных знаний, которые могут быть востребованы в любой точке мира.

Сегодня мы видим несколько иную картину - прибавка к зарплате после программ МВА уже не гарантируется, потому что степень MBA становится стандартом, а знания все более доступны - онлайн-курсы от лучших университетов мира представлены на нескольких платформах.

Топ-менеджеры, достигшие стеклянного потолка на своей работе и максимума в карьерном развитии, пытаются получить новые смыслы и вдохновение и идут за этим в бизнес-школы.

Как правило, студенты Executive МВА уже являются успешными менеджерами или собственниками бизнеса, и, несмотря ни на что, хотят остаться и делать бизнес в России. Более того, они стремятся найти возможности стать более эффективным не только для бизнеса, но и для общества. Этот зарождающийся тренд, несомненно, радует - накопилась определенная масса людей, уже успешных, состоявшихся и состоятельных, находящихся на пике своих карьер, которые хотят направить свои бизнес-усилия на изменение страны изнутри. Показательны и проекты, которые запускают студенты во время учебы - от развития образовательных центров для детей до проектов в области урбанистики.

2. Образование и управление - это не про цифры, а про людей

Фраза «кадры решают все» была сказана много десятилетий назад, но только сегодня многие менеджеры постепенно приходят к пониманию того, что ключевым элементом в управлении является человек. И если несколько лет назад среди абитуриентов Executive МВА были больше востребованы умения и знания, которые помогли бы в управлении проектной работой, то сейчас наметился серьезный сдвиг в сторону управления человеческими ресурсами.

Раньше во вступительных формах студенты чаще всего отмечали, что хотели бы получить знания в области бизнес-планирования, маркетинга, корпоративных финансов, бухгалтерии. Сейчас в этом списке акценты все чаще ставятся на развитие лидерских компетенций, организационное поведение, создание эффективной команды, управление талантами, мотивацию, выстраивание долгосрочных отношений.

Школы реагируют оперативно и включают в программы все больше курсов, посвященных soft skills (как раз «человеческим» навыкам, которые сложно измерить). Ведь без выстраивания команды и умения строить отношения успех категорически невозможен.

Почему происходят такие изменения? Потому что накоплен определенный опыт, российские управленцы осознали в полной мере ценность человеческого капитала для выстраивания успешной стратегии своей компании.

3. Желание получить объективную картину мира

Все больше кандидатов на программы Executive МВА отмечают, что одна из ключевых целей обучения - это приобрести новых друзей и чему-то научиться у своих одноклассников. Когда тебе за 35, ты успешен и находишься в верхах бизнес-сообщества, вырваться из привычного окружения сложно. Студенты смотрят на бизнес-образование и группу, в которой будут учиться, как на сообщество себе равных, где они имеют возможность увидеть друг друга в деле и услышать критику в свой адрес. Последнее - это уникальный шанс, ведь топ-менеджеры и владельцы бизнеса редко получают объективную картину мира от своих подчиненных, и бизнес-школа - это одно из немногих мест, где это можно сделать.

Конечно, также надо принимать в расчет и некоторое влияние кризиса среднего возраста, когда люди склонны пересматривать свои взаимоотношения с окружающими. И данный формат здорового умного и открытого общения в этом очень помогает.

4. Прагматичный подход и стремление к реальным результатам

Взгляд на содержание бизнес-образования постепенно меняется, но отношение к нему, как к инвестиции, вряд ли изменится в ближайшее время. Скорее, наоборот, - мы наблюдаем, что участники программ стали гораздо тщательнее относиться к тем результатам, которые они получают, значит, и к содержанию отдельных модулей. Зачем слушать лекции, которые можно прочитать в интернете? Лучше пойти на программу, которая предоставит возможность решать практические задачи, в идеале - на примере собственной компании. Уже сегодня некоторые школы предоставляют такую возможность - по мере программы они шаг за шагом применяют изученные концепции к собственным предприятиям и внедряют проекты изменений, не дожидаясь получения диплома.

Мир и рынок меняются очень быстро, и, чтобы хотя бы оставаться на месте, бизнес-школы должны уметь изменяться. При этом ключевая идеологическая компонента, скорее всего, останется неизменной - это подготовка ответственных бизнес-лидеров, которые стремятся оставить для соотечественников и своей страны нечто большее, чем просто успешный бизнес.

Комментарии Фейсбук Вконтакте