Минобрнауки просит более 5 млрд на дистанционное обучение

Дата публикации 05.03.2013

 

Минобрнауки разработало концепцию и программу развития электронного и дистанционного обучения на ближайшие пять лет. В ней есть несколько направлений, общие расходы по которым предполагают бюджетное финансирование на сумму 5 млрд рублей (на период 2013–2018 годов). Замминистра по научной деятельности Минобрнауки Игорь Федюкин уже направил зампреду правительства Ольге Голодец список предстоящих работ по развитию дистанционного образования на русском языке для соотечественников, проживающих на территориях стран СНГ и мигрантов. По данным «Известий», проработкой вопроса дистанционного образования министерству было поручено заняться в середине января на совещании у Ольги Голодец. 

Согласно концепции, учащийся сможет дистанционно подготовиться и сдать Единый государственный экзамен, получить аттестат и направить в интересующее его высшее учебное заведение. На дистанционную подготовку соотечественников, проживающих за рубежом, и граждан СНГ министерство просит 220 млн рублей в 2013 году и по 170 млн – в каждый последующий. На сегодня численность детей школьного возраста, имеющих российское гражданство и проживающих в странах СНГ, составляет около 10 тыс. человек.

В странах СНГ уже реализуется программа «Московский аттестат», которая предоставляет возможность дистанционного обучения, по окончании которого ученик должен приехать в Москву для сдачи ЕГЭ и получения аттестата российского образца. Но в данной программе участвуют всего 300 учеников, а заявок – в разы больше. Министерство предлагает открыть несколько учебно-методических центров дистанционного обучения для сдачи ЕГЭ в приграничных с Российской Федерацией регионах. 

Еще один пункт концепции касается школьного образования – развитие электронных учебников и учебно-методических комплексов по образовательным программам школы (в том числе и по профилям – гуманитарный, технический и т. д.) для соотечественников, проживающих в странах Содружества. Эта статья расходов оценена в 40 млн рублей в год.

Не были забыты и дистанционные программы повышения квалификации учителей русского языка и учителей, обучающих русскому языку за рубежом. Ориентировочная стоимость мероприятия – 20 млн рублей в 2013 году и по 12 млн рублей – каждый последующий год. На разработку учебно-методических материалов для этих категорий преподавателей понадобится порядка 25 млн рублей ежегодно.

У MIT OpenCourseWare появится российский аналог

По экспертным оценкам Минобрнауки, в российских вузах дистанционное обучение проходит порядка 160 тыс. человек (граждане РФ и стран Содружества).

Далеко не все студенты, приезжая из стран СНГ, имеют сегодня возможность получить образование в высших учебных заведениях, отмечают авторы концепции. Минобрнауки предлагает расширить предоставление дистанционного обучения, что обойдется в 500 млн рублей ежегодно.

Дополнительно ведомство предлагает разрабатывать информационные сервисы в виде интернет-порталов, где будут храниться информация о вузах, участвующих в программах дистанционного обучения, и методические примеры – на создание таких «справочников» министерство хочет получить 40 млн рублей.

Концепция также предусматривает создание информационно-образовательного ресурса с использованием зарубежного опыта. Так, в одном из ведущих мировых вузов – Массачусетском технологическом институте (MIT) – существует система под названием MIT OpenCourseWare, где студенты могут выбрать курс дистанционного обучения по различным направлениям: на портале проекта выкладываются письменные материалы и работы, а также видеозаписи лекций преподавателей и ведущих экспертов MIT и других вузов. Создание российского аналога MIT OpenCourseWare, по оценке министерства, потребует 200 млн рублей (плюс 100 млн рублей ежегодно для его поддержки).

Общее число мигрантов в России на сегодня, по разным оценкам, составляет от 3 млн до 12,5 млн человек. Список стран, поставляющих мигрантов, возглавляет Украина – на ее долю приходится пятая часть от общего количества приезжих. Далее в списке идут Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан и Молдавия.

Согласно новому законодательству, мигранты, желающие приехать в Россию на ПМЖ или на работу, обязаны проходить тестирование по русскому языку как иностранному, после чего им выдается сертификат о знании языка. Авторы концепции предлагают создать центры дистанционного обучения и прохождения тестирования – по оценкам министерства, это мероприятие будет обходиться государству в 15 млн рублей ежегодно. В эту сумму также входит создание и развитие онлайн-ресурса «Школа рабочей молодежи для соотечественников», содержащего информацию о вузах и колледжах, которые реализуют дистанционное обучение по профессиям, востребованным в субъектах РФ.

Полезный «пылесос»

Руководитель Центра образовательных технологий школы «Сколково» Андрей Баркин считает, что эта инициатива демонстрирует намерение государства привлекать достойные кадры в Россию.

– В 2012–2013 годах наше правительство начало активно применять современные инструменты, которыми другие государства пользуются не один десяток лет. Такие программы есть в США, Великобритании и ряде других стран. Распространение культурного и образовательного влияния на страны СНГ – это один из инструментов «мягкого влияния», – говорит Баркин. – Если говорить о школьниках, то тут, видимо, есть запрос на отбор академически толковых выпускников школ стран СНГ, чтобы в дальнейшем они могли интегрироваться в нашу систему высшего образования. Это полезный «пылесос», который «засасывает» человеческий ресурс из соседних стран.

Проректор РУДН по международной деятельности и член Координационного совета по информатизации СНГ Гульнара Краснова считает, что весь мир идет к открытому образованию. 

– В рамках действующего законодательства нужно прописать вопросы образовательной технологии, получения дипломов и многое другое. Сейчас каждый вуз будет вырабатывать свой путь и выбирать специальности, по которым они смогут вести такой процесс обучения, – говорит Краснова.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте