Менеджмент 3.0: Виртуальные команды – глобальное мышление, глобальное развити

Дата публикации 26.03.2014

В сегодняшнем взаимосвязанном мире все большее число компаний работает над сложными международными проектами, успех которых зависит от эффективности реализующих их команд. Зачастую участники разбросаны по миру и взаимодействуют друг с другом через разделяющие их континенты, временные зоны и культурные особенности. Работа в виртуальных командах может потребовать развития специальных навыков. Виртуальный командный проект (VTP) - неотъемлемая часть программы Global Executive MBA в WU Vienna - готовит управленцев к реализации проектов на международном уровне, что всё чаще становится залогом успеха деятельности самих менеджеров и их компаний.

О практической пользе Виртуального Командного Проекта говорят выпускники программы Global Executive MBA, которые смогли успешно воплотить свои идеи в жизнь:

  • Гаральд Трауч и его старт-ап «iVoting» (который в настоящее время используется международными компаниями, такими как American Express и Nokia)

  • Норберт Вирт и его исследование «GREENoneTEC выходит на рынок США»

Виртуальный командный проект уже многие годы является неотъемлемой частью программы Global Executive MBA, а WU Executive Academy - одно из немногих образовательных учреждений, использующих этот инновационный метод обучения. Участники проектов - 120 студентов MBA из ведущих университетов Европы, Азии и США, разделенные на 21 команду. Партнерские университеты WU Executive Academy - Carlson School of Management в Миннесоте и Lingnan College of Sun Yat-Sen University в Гуанчжоу - тоже включили VTP в учебный план для создания условий работы на глобальном уровне. VTP - период интенсивной работы длительностью 6 месяцев. В конце программы все команды встречаются в США, где представляют свои проекты экспертному жюри.

Тесное сотрудничество через расстояние и время

«Особенностью виртуальных команд является то, что студенты разных программ Executive MBA объединяют свои усилия, физически находясь по разные стороны трех континентов и в разных часовых поясах. Члены команд не встречаются друг с другом до завершения проекта. В таких условиях, чтобы успешно справиться с непростой задачей, студенты должны использовать все свои знания и навыки», - объясняет профессор Бодо Шлегельмильх, декан WU Executive Academy.

«VTP предоставляет управленцам, не имеющим опыта работы за пределами своей страны или Европы, прекрасную возможность почувствовать, насколько «замысловатым» может быть глобальный бизнес, и увидеть, как возрастает сложность проектов при их переносе на международный уровень. Прошу заметить, что я говорю только об организационных аспектах, а проекты включают в себя намного больше, чем просто организационные вопросы. Тем не менее, современные средства коммуникации (Skype, Connect, телеприсутствие и т.д.) позволяют успешно реализовывать проекты, даже не встречаясь с участниками лично», - говорит Норберт Вирт, выпускник программы Global Executive MBA, автор исследования «GREENoneTEC выходит на рынок США».

При формировании команд акцент сделан на смешанном составе участников, т.е. участники каждой команды должны являться представителями не только различных отраслей, но и носителями различной культуры и профессионального опыта. Во время работы над проектом студенты пользуются современной он-лайн платформой, обеспечивающей эффективное и интерактивное взаимодействие всех участников вместе с обучающими их экспертами и профессорами.

Роль командного духа в достижении успеха

Опыт показывает, что слаженнее работает команда, придерживающаяся современных норм управления проектами. Время, в этом смысле, имеет решающее значение: в последние годы стало очевидно, что команды, составляющие регламент - и придерживающиеся его - а также, и распределившие зоны ответственности, получают больше удовольствия от реализации проекта и извлекают больше пользы из полученного опыта. Учитывая, что MBA - это программа, требующая отдачи всех сил в течение 14 месяцев, время действительно имеет значение.

«Когда я взялся за VTP, у меня уже был опыт работы на международном уровне и реализации проектов в виртуальных командах. Основная сложность заключалась в отсутствии иерархической структуры. С одной стороны, мы должны были действовать как партнеры, на равных, но, с другой - мы не могли позволить себе каждый раз тратить время на демократические аспекты в принятии решения. У каждого была возможность продемонстрировать свои способности и впоследствии получить оценку на основе достигнутых результатов. Не было оправданий, больничных или других отговорок: мы работали над общей целью и каждый делал все от него зависящее. Мы пришли к выводу, что движущей силой является целеустремленность и ориентированность на результат, а нашим «капиталом» - багаж знаний, опыт и приверженность делу. Никаких лишних разговоров, только действие. Результатом нашей работы стал проект «iVoting», который сейчас используется такими компаниями как American Express или Nokia»,- объясняет Гаральд Трауч, выпускник программы Global Executive MBA и создатель «iVoting».

 

Реальные трудности, креативные решения

Некоторые проекты являются особенно выдающимися с точки зрения качества и креативности, чем впечатляют профессоров и экспертов. Компании часто прибегают к использованию VTP в качестве отправной точки проектов, которые не только разрабатываются в теории, но и реализуются на практике:

  • iVoting: Гаральд Трауч

«6 месяцев работы над проектом - сложная задача, а еще труднее, когда коллеги по команде живут в Китае и США. Мы решили, что хотим создать то, что будет приносить пользу в течение долгого времени, поэтому взяли на себя не только разработку бизнес-плана, но и самого продукта. Самым большим открытием стало понимание, насколько можно оптимизировать временные затраты, просто разработав идею и обсудив ее с клиентами, чем «захлебнуться», работая над теорией и таблицами Excel. Еще больше впечатляет, когда можно подкрепить цифры фактами. Приверженность общей цели и работа над чем-то "осязаемым" стали мощным мотиватором для всей команды. Мы знали, к чему стремимся и для чего мы это делаем, поэтому нам не приходилось тратить время на обсуждения, нам было интереснее получить реальные данные», - говорит Гаральд Трауч.

О продукте:

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на плохие презентации: прошли времена, когда скучные лекции и презентации нагоняли на вас сон! Благодаря iVoting, у лекторов сейчас есть возможность взаимодействовать с аудиторией. Они могут задавать участникам вопросы, на которые те отвечают в режиме реального времени через смартфоны, планшеты или ноутбуки. Система iVoting достаточно проста в использовании, и она бесплатна. Результаты голосования появляются мгновенно и сразу же включаются в презентацию. Ранее использовались пульты дистанционного управления и приемники, которые нужно было брать в аренду или покупать, что требовало наличия значительных логистических и финансовых ресурсов. Сейчас, напротив, все могут воспользоваться iVoting.

  • «GREENoneTEC выходит на рынок США»: Норберт Вирт

«Проект VTP дал возможность углубить знания, касающиеся солнечной энергетики - отрасли, в которой я работал специалистом по фотогальванике с 2010 по 2012 г. Более того, нам очень приятно осознавать, что компания выгодно воспользовалась нашим проектом. Благодаря нашим рекомендациям компания «GREENoneTEC», находящаяся в Каринтии, не только успешно вышла на новый рынок, но и создала производственные мощности в Мексике, где производит, среди всего прочего, солнечные коллекторы для рынка США в целом и для Калифорнии, в частности», - говорит Норберт Вирт.

Об исследовании:

«GREENoneTEC» - один из крупнейших производителей солнечных коллекторов, был заинтересован в проведении глубокого анализа, результаты которого предполагалось учесть в бизнес-плане выхода на рынок США - цель, которую предприятие, находящееся в Санкт-Файт-ан-дер-Глан, рассчитывало (в 2007) достичь за 2 года. Соответственно, мы инициировали специальное исследование («GREENoneTEC выходит на рынок США»). Благодаря нашим рекомендациям два года назад компания «GREENoneTEC» смогла выйти на новый уровень развития. К настоящему моменту им даже удалось создать производственные мощности в Мексике - как раз то, что мы предложили в качестве альтернативы в целях оптимизации производственных затрат и обеспечения конкурентоспособности цен.

Комментарии Фейсбук Вконтакте