Преимущества выбора

Дата публикации 09.12.2009

Узкоспециализированные программы MBA сегодня переходят исключительно в плоскость корпоративных, в то время как обычная программа MBA в России все чаще становится «сборной», состоящей из нескольких блоков дисциплин профессиональной переподготовки, тренингов, mini-MBA и других видов программ, рассказывает в интервью первый проректор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, декан факультета маркетинга Татьяна Павловна Розанова.

- Татьяна Павловна, какие преимущества имеются у российского бизнес-образования в сравнении с западным?

- У российских менеджеров, стремящихся получить бизнес-образование, сегодня есть обширный выбор различных программ на рынке. Спектр бизнес-школ и видов программ достаточно широк. Если западные школы и университеты обычно специализируются исключительно на программах MBA, то российские вузы часто предлагают слушателям целый ряд программ, различных по длительности, содержанию и назначению. Человек может выбирать такие программы исходя из цены, дисциплин и преподавателей.

Важное преимущество российского бизнес-образования в том, что руководитель, работающий в российской компании, в регионах, получает на отечественной программе MBA знания, «заточенные» под реалии российской экономики. Можно сказать, что российские программы MBA имеют большую практическую направленность.

Западные программы MBA в идеале тоже должны учитывать специфику ведения бизнеса в России, но так происходит далеко не всегда. В случае если по окончании программы человек хочет строить карьеру в международной западной компании, действительно есть смысл выбирать западную программу MBA. Для работы же в России это может оказаться не лучшим выбором.

Важно отметить тот факт, что у многих российских вузов сложились многолетние традиции преподавания по специальностям высшего образования. Так, мы уже более 100 лет на рынке экономического образования. Сложились определенные традиции образования, заложены хорошие основы в виде опытнейших преподавателей, налаженных связей с рынком труда и т.д. В таких условиях открытие программ MBA является логичным шагом, основанным на объективных предпосылках.

- Как Вы считаете, что будет востребовано в бизнес-образовании в ближайшем будущем?

- Я думаю, что наиболее востребованы будут программы, отвечающие вызовам сегодняшнего дня. В первую очередь, это специализации в области нанотехнологий, IT-технологий, инноватики. Кроме того, программы должны быть более динамичными и мобильными и оперативно меняться в зависимости от того, что происходит на рынке. То есть программа должна состоять из фундамента, содержащего основополагающие знания, и надстройки, которая и должна иметь возможность к быстрому обновлению.

- Насколько сейчас меняется спрос на ускоспециализированные программы?

- Узкоспециализированные программы остаются востребованными в том случае, если это корпоративные программы. Они могут быть очень сильно детализированы и специализированы согласно требованиям той или иной корпорации. Наши узкоспециализированные программы почти всегда создавались и создаются под запросы корпоративного клиента.

- По Вашему мнению, должна ли бизнес-школа помогать выпускникам в трудоустройстве?

Если человек идет в брендовую бизнес-школу, у него не будет проблем с трудоустройством. Менее известная школа должна, так сказать, «доводить» выпускника до конца и оказывать помощь в трудоустройстве. У нас есть хорошие отношения с работодателями, мы предлагаем различные варианты трудоустройства через ассоциацию выпускников. Но мы относимся к брендовым школам, поэтому обычно наши выпускники в такой поддержке не нуждаются.

Ассоциация выпускников дает возможность распространения и продвижения программ MBA на рынке. Конечно, финансовая помощь со стороны выпускников - это пока большая редкость. Но в качестве рекламы ассоциация выпускников действует очень эффективно. Многие наши выпускники окончили наш вуз (первое высшее образование) очень давно. Тогда не было таких программ дополнительного образования, как сейчас, например «Продажи в области маркетинга» и так далее. Таким людям это очень интересно, они приходят к нам снова, а мы, в свою очередь, готовы давать скидки на обучение тем, кто раньше учился у нас.

- Насколько интересен наш рынок для западных бизнес-школ?

- К нам в апреле приезжали представители ведущих швейцарских бизнес-школ. Но какие бы у них ни были хорошие программы, они неправильно оценили наш рынок и предложили совершенно неподъемные цены на свои программы. Западные бизнес-школы, которые приходят на наш рынок, сталкиваются с тем, что их программы не востребованы здесь, во многом из-за очень высокой стоимости.

Намного более продуктивно партнерство российских и западных бизнес-школ. Например, существуют так называемые гостевые лекции, когда преподаватели из западных университетов-партнеров приезжают к нам читать лекции. Кроме того, есть такое понятие, как двойные дипломы. Правда, пока в нашем вузе это реализовано только на магистерских программах, но мы планируем открывать MBA-программы двойного диплома.

- Может ли дистанционная форма обучения полностью заменить очную?

- Несомненно, полностью нет, а вот частично - вполне реально. Мы это уже практикуем на программах бакалавриата в других регионах страны. На программах же MBA дистанционную форму мы еще не освоили. Хотя запросы на такой вид обучения имеются и мы не исключаем возможности появления программ в будущем.

- Как Вы относитесь к программам мини-MBA, которые в последнее время получили достаточно широкое распространение?

- У нас есть нечто подобное. Довольно часто слушатели приходят на годичные программы профессиональной переподготовки, которая потом может рассматриваться нами как ступень программы MBA. Поэтому мы имеем право принять слушателя на программу МВА и засчитать ему необходимое количество часов. Также у нас есть программы мини-МВА по различным специализированным областям. Более половины слушателей этих программ хотят продолжить обучение на программе «MBA - Стратегический менеджмент».

Комментарии Фейсбук Вконтакте