Магистратура - это образование для избранных?

Дата публикации 15.02.2010
Магистратура ИБДА АНХ первая и единственная в России получила получила престижную аккредитацию EPAS!
- Сергей Павлович, в чем заключается задача магистратуры?
- Обычно предполагается, что двухгодичная магистратура должна развить навыки проектной и научно-исследовательской работы, дать базовые навыки педагогической деятельности и подготовки учебных курсов. Мы считаем, что этого недостаточно. Но при такой подготовке выпускник магистратуры - это недоученный аспирант. Профессора, создававшие российский стандарт магистратуры, не задумывались о потребностях рынка. В результате наша магистратура «застряла» между бакалавриатом и аспирантурой, не имея своего лица.

Чтобы магистратура была рыночно востребованной, ее выпускники должны быть в состоянии делать что-то нужное для реальной экономики. Возьмем в качестве примера магистратуру по менеджменту. Мы понимаем, что после магистратуры молодые люди зачастую не смогут стать самостоятельными менеджерами, поскольку у них или нет опыта практической работы, или он крайне ограничен. При этом они вынуждены находиться на учебной скамье еще в течение двух лет, и если этот период они не будут работать, то проиграют в рыночном соревновании тем, кто сразу после окончания бакалавриата пойдет работать (при условии, что бакалаврская программа была сильной).

Поэтому в магистратуре по менеджменту ряда ведущих вузов России, наряду с формированием навыков в области научной и педагогической деятельности, ставится задача развития у студентов потенциала будущих консультантов. Мы считаем, что это правильно. Вероятность того, что выпускник магистратуры сразу же станет менеджером-управленцем невелика. У него еще нет достаточного практического опыта работы с людьми. Однако магистры менеджмента могут пойти работать либо в консалтинговую компанию, где их профессиональные знания и навыки окажутся востребованными, либо работать помощником или аналитиком при руководителе крупной компании. Во все времена люди, способные справиться с такой работой, были в дефиците.

В обучение на магистерской программе должен быть добавлен раздел, связанный с методологией и практикой консалтинговой деятельности, а также дисциплины по личностному развитию, которые учат работать в команде, брать на себя ответственность и т.п. Именно поэтому в Магистратуре Институте бизнеса и делового администрирования за два года работы магистранты готовят четыре самостоятельных проекта - три индивидуальных (включая подготовку магистерской диссертации) и один групповой. Мы стремимся, чтобы в основе проектов лежали не оторванные от жизни абстрактные исследования, а проблемы, исследование которых поручено нам предприятиями с учетом их интересов и реальных потребностей.
Организация занятий позволяет магистрантам сочетать учебу с работой.

- Традиционно считалось, что студентам нужны, прежде всего, знания...
- По словам руководителей HR-служб ведущих российских компаний, которые постоянно сталкиваются с тысячами молодых специалистов, основная проблема выпускников вузов сегодня состоит отнюдь не в том, что их уровень профессиональной подготовки недостаточен. Гораздо хуже другое: даже по окончании вуза они нередко не могут преодолеть инфантилизм, стать инициативными и по-взрослому ответственными людьми. Российская (а прежде советская) высшая школа всегда тяготела к патернализму: занималась не только и не столько образованием, сколько воспитанием; относилась к студентам, как к детям; стремилась контролировать не знания, а процесс их получения (посещения, опоздания, конспектирование, зазубривание чужой мудрости и т.п.). В результате студенты приходят в большую жизнь абсолютно к ней неготовыми, лишенными всяческой инициативы. И компаниям приходится в течение полутора-двух лет заниматься личностным развитием молодых специалистов, чтобы они начали понимать: если им что-то поручают, нужно брать ответственность на себя и быть готовым отвечать за дело, что не все, написанное на бумаге, в жизни «работает».
 Только в ряде ведущих вузов предметы, связанные с личностным развитием студентов, занимают достойное место. Мы убеждены, что эти дисциплины должны изучаться не только в магистратуре, но уже на уровне бакалавриата.

Будущие руководители - это «штучное производство» включается в разгвор декан Ирина Колесникова.

Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) - крупнейшая структура АНХ при Правительстве России со всеми вытекающимиотсюда возможностями: бюджетные места, отсрочка от армии, государственный диплом.
ИБДА АНХ (с 1988 по 1994 год - ШМБ МГИМО) в своих образовательных программах традиционно соединяет опыт международного сотрудничества МГИМО и опыт подготовки высших руководящих кадров АНХ (ранее - Академия Совмина СССР). 
Первое высшее образование по направлению «Менеджмент» осуществляется на бакалавриате и в магистратуре. На обоих уровнях действует программа «Двойной диплом», позволяющая пройти зарубежную стажировку и получить наряду с дипломом АНХ диплом зарубежного университета.
Магистратура ИБДА АНХ является партнером международного Альянса (IBSA), куда входят также бизнес-школы университетов Германии, Великобритании, Испании, Франции, США. Все вузы прошли полную взаимную валидацию программ, поэтому для получения диплома магистра одного из вузовпартнеров ребятам достаточно проучиться за рубежом всего один семестр. Структура нашей магистратуры такова, что ее международная часть встроена в собственно российскую программу, регламентируемую государственным стандартом и завершающуюся присвоением степени магистра менеджмента и выдачей соответствующего диплома АНХ.
И вот эта международная часть, которая реализуется на 1-м курсе двухгодичной российской магистратуры, и есть предмет экспорта и импорта. В первом семестре читаются так называемые корневые курсы. Они общие для всех членов Альянса. Во втором семестре каждый вуз предлагает свою специализацию (финансы, маркетинг, информационные технологии в бизнесе, международное предпринимательство). Мы предлагаем общий и стратегический менеджмент в переходной экономике.
По правилам Альянса участник этой программы обязательно должен проучиться в двух университетах. Диссертация на английском языке пишется в том университете, где проходила специализация. По итогам выполнения программы выдаются дипломы тех университетов, где проходило обучение. В то же время, если наш студент никуда не уезжает, он все равно обучается на 1-м курсе по международной программе - по действительным первоисточникам, на английском языке, но без англоязычной диссертации. В этом случае, разумеется, на финише - только один диплом. Хотя, с другой стороны, за время обучения он успевает продвинуться по карьерной лестнице. Организация занятий позволяет сочетать учебу с работой, и мы это приветствуем. Оба процесса от этого только выигрывают.
В ИБДА научились мотивировать человека к развитию его личности тоже. Мы поняли, что надо всего лишь поставить перед ним грамотную цель и ограничить его ресурсы. В результате наше образование получается как бы с запасом прочности, «на вырост». Потому и кризис не страшит, а пробуждает творческие силы. В этом можно убедиться на любом Дне открытых дверей, пообщавшись со студентами.

Приглашаем всех на ближайший День открытых дверей Магистратуры ИБДА, который состоится 18 февраля 2010 года в 19:00.

ИБДА

 

Необходима предварительная регистрация на сайте.
Вы можете узнать все подробно по телефонам: (495) 433-56-66, 434-24-65
ИБДА предлагает три магистерские программы:
  • 2-х годичная магистерская программа, реализуемая в соответствии с требованиями российского государственного стандарта. По завершении программы студенты получают степень магистра по специальности «Общий и стратегический менеджмент» и российский Государственный диплом АНХ.
    Обучение ведется на русском языке.
  • 1-годичная международная программа Магистратуры, разработанная в соответствии с европейскими требованиями к магистерским программам, которая реализуется в рамках International Business Schools Alliance (IBSA). По завершении программы студенты получают степень магистра «European Master of Science in International management» и диплом Академии Народного Хозяйства при Правительстве РФ. Обучение ведется на английском языке. По завершении программы студенты получают степень магистра по специальности «Общий и стратегический менеджмент в глобальном контексте» и российский Государственный диплом АНХ.
  • 2-х годичная программа, реализуемая в соответствии с требованиями к магистерским программам российского государственного и европейского стандартов.
    Обучение на первом курсе ведется на английском языке.
    По завершении программы студенты получают степень магистра по специальности «Общий и стратегический менеджмент в глобальном контексте» и российский Государственный диплом АНХ.

Комментарии Фейсбук Вконтакте