Магическая формула бизнес-успеха

Дата публикации 31.03.2015

Все дело в таких понятиях, как стратегический менеджмент, обучающаяся организация и сильные коммуникативные навыки.

В условиях растущей экономической и политической нестабильности бизнесу становится все сложнее и сложнее достичь долговременного успеха. Топ-менеджеры сталкиваются с непрерывными изменениями на всех организационных уровнях. В результате многие из них сбиты с толку, разочарованы и боятся принять неправильное решение.

В попытке исправить эту ситуацию профессор Хелмут Каспер (Prof. Helmut Kasper), научный руководитель программы Executive MBA PGM в WU Executive Academy и профессор Института управления изменениями и развития менеджмента (Institute for Change Management and Management Development) в WU Vienna, в течение многих лет использует такой подход к бизнес-образованию, который позволяет объединить такие понятия, как стратегическое управление, обучающаяся организация и коммуникативные навыки. Опыт и положительные отзывы его студентов MBA говорят о том, что он прав. Именно благодаря его сознательной комбинации этих трех параметров можно должным образом работать над вопросом достижения топ-менеджерами стабильности и непрерывного успеха организации.

В данном интервью профессор Каспер объясняет, как работает его подход и почему для организаций и их сотрудников сегодня настолько важно найти функциональный баланс между непрерывностью развития и осуществлением изменений в организации.

Профессор Каспер,  в чем особенность вашего подхода?

Проф. Каспер: Как обычно бывает, составляющие моего подхода, т.е. стратегический менеджмент, обучающаяся организация и коммуникативные навыки, действительно представляют ценность сами по себе, и это все не ново. Но когда эти три элемента или компонента собраны воедино, они дают «магический» толчок.  Особенным здесь является то, что, развивая полноценное понимание этих трех ключевых областей, менеджеры осваивают целый набор методов и инструментов, которые они могут использовать в любой организации, независимо от ее размера, отрасли или бизнес-модели.

Как работает ваш подход?

Проф. Каспер: Я бы хотел ответить на вопрос, используя одну иллюстрацию: давайте вместе заглянем в текущий список Forbes. Мы видим, что длительного успеха достигают те компании, которые инициируют создание чего-то совершенно нового и хорошего, а не те, которые заимствуют что-то у других. Однако, нельзя стать креативным до тех пор, пока такие мотивационные факторы человека, как жадность, зависть и соперничество, не уступят место культуре коллективного познания. Таким образом, важно не стать первым, а достичь цели совместными усилиями.

Но Вы не ждете от организаций такого вида поведения в условиях рыночной экономики, не так ли?

Проф. Каспер: Вы правы. Кажется, что конкуренция и соперничество положительно влияют на результат и, в определенной степени, они играют роль сильных мотиваторов. Однако, мы уже заметили, что в условиях глобализации сотрудничество и коллективное познание, а также совместное развитие и умение учиться друг у друга становятся более мощными факторами, когда дело касается улучшения условий экономического взаимодействия и достижения благоприятных результатов для всех. И именно здесь вступает в игру обучающаяся организация. Объединение усилий для обеспечения индивидуального и организационного развития формирует основу стратегического менеджмента, который, в свою очередь, является неотъемлемым условием способности организации быстро и эффективно приспосабливаться или, даже лучше, опережать изменения, происходящие во внешней среде.

А стратегический менеджмент?

Проф. Каспер: Стратегический менеджмент занимается долгосрочной стратегией организации, т.е. формирует четкое видение: вы ставите цель более высокого порядка и принимаете решения, которые заставляют организацию действовать комплексно. Процессы, касающиеся изменений, всегда требуют четкого стратегического видения. Многие организации, переживающие кризис, сталкиваются именно со стратегическим кризисом. Хорошее стратегическое управление позволяет топ-менеджерам найти альтернативные пути достижения целей организации даже в трудные времена.

Вероятно, для этого необходимы определенные коммуникативные навыки...

Проф. Каспер: Абсолютно верно. Навыки общения формируют основу успешного управленческого поведения: топ-менеджеры должны уметь создавать социальные условия, которые позитивно воспринимаются всеми участниками. Как вы можете представить, это особенно сложно в ситуации несовпадения интересов, например, в случае с конфликтами или негативными оценками, во время совещаний, и когда речь идет о заключении договора или требовании выполнения договоренностей.   

Как это связано с управлением изменениями?

Проф. Каспер: Чтобы управлять изменениями, которые постоянно необходимы в бизнесе, нужны коммуникативные навыки. Если верить принципам конструктивизма, то существует не одна, а несколько реальностей. Они определяются отдельными людьми или группами и управляют их поведением. Поэтому задачей топ-менеджеров является создание определенной реальности для своей организации. Если у них нет гибкости, они теряют способность учиться и усваивать что-то новое. В результате, их может постигнуть участь Северной Кореи: мир вокруг них меняется, но они этого не замечают. Такого не должно произойти с топ-менеджерами: они должны постоянно пересматривать свои взгляды – любое убеждение может оказаться неверным, а каждый показатель может свидетельствовать совершенно о разных вещах.

Итак, ключом к успеху является объединение таких понятий, как стратегический менеджмент, обучающаяся организация и коммуникативные навыки, что вы и делаете в течение многих лет в рамках своей программы Executive MBA. Чему учатся топ-менеджеры и как они могут использовать это на практике?

Проф. Каспер: Управление изменениями в организации уже перестали быть чем-то исключительным; они стали неотъемлемой частью ее жизни. Успешное управление изменениями фундаментально отличается от управления повседневными деловыми операциями. Оно требует долгосрочной стратегии, тщательно разработанной бизнес-модели, управления эффективностью и качественной реализации, так же как и сильных коммуникативных навыков и умения приспосабливаться к меняющимся условиям с помощью непрерывного обучения. Наша программа дает топ-менеджерам теоретические знания, которые открывают совершенно новые перспективы.  

Мы можем заставить их пересмотреть текущие ситуации в своих организациях с помощью теоретических методов. Это «приземленное» познание долговременной ценности. Это новый аспект обучения, который ни в коем случае нельзя сравнивать с традиционным университетским обучением, где большинство студентов еще не занимают руководящих позиций.

Комментарии Фейсбук Вконтакте