Лавировать, чтобы выжить

Дата публикации 03.09.2009

- Анатолий Григорьевич, какие специальности становятсяпопулярны в последнее время? Какие традиционныеспециальности стали более популярны в последние годы?

- Сегодня наряду с экономическими, актуальность снова приобретают инженерные специальности и направления подготовки. В секторе второго высшего образования популярными остаются те же направления, что и в последние годы - менеджмент, экономика, юриспруденция. Набирает обороты спрос на дисциплины, связанные с информационными технологиями, у нас очень популярна прикладная информатика в экономике. В настоящий момент мы лицензируем направление «Информационные технологии».

- Какие меры необходимо предпринимать негосударственномусектору образования для эффективного развития в современныхусловиях?

- Евразийский открытый институт (ЕАОИ) - негосударственный вуз, и на сегодняшний момент с точки зрения тенденций развития образования негосударственному вузу необходимо четко определить свою нишу, чтобы иметь возможность эффективно развиваться. Наш вуз ориентируется на занятую аудиторию - тех, кто совмещает обучение с работой, другим образованием или, например, путешествиями или отпуском по уходу за ребенком. В этом плане мы делаем акцент на заочное обучение и второе высшее образование. Для эффективного образования мы широко применяем технологии электронного и дистанционного обучения, которые наиболее удобны нашим студентам. Второй момент, который нас отличает от других вузов - это использование в преподавании дисциплин прикладного программного обеспечения, что позволяет нашим выпускникам чувствовать себя уверенней на рынке труда и готовыми к информационному обществу.

Кроме того, ориентация на студента - главный принцип нашего вуза.

- Какие на сегодняшний день есть трудности развитиядистанционного обучения?

- Основные трудности связаны с законодательством. Существующие национальные регламенты и критерии зачастую не учитывают новые образовательные технологии, что существенно замедляет их развитие в учебном процессе. Вместе с этим вопрос обеспечения качества электронного и дистанционного обучения стоит достаточно остро и требует отдельного рассмотрения. Поэтому ЕАОИ в этом году запускает ряд проектов в области исследования и развития качества электронного обучения.

- Наблюдаете ли вы спрос на образовательные услуги со сторонырегионов?

- Самый большой интерес с точки зрения потребителей образовательных услуг - к Московскому региону. Многие региональные потребители заинтересованы именно в московском образовании. Поэтому с точки зрения качества в нашей филиальной сети мы используем единые стандарты организации и содержания учебного процесса, тем самым доставляя московское образование до регионов и не вызывая проблемы миграции из регионов. Но, вместе с тем, в России есть несколько традиционно сильных в образовательном плане регионов. Например, Новосибирск, Ростов - это сами по себе самобытные регионы со сложившимися традициями образования, сильными вузами и спросом на местное образование.

- Насколько интересно обучение в российских вузах иностранцамиз дальнего зарубежья?

- Как правило, из дальнего зарубежья едут за техническим образованием. Спрос на экономические дисциплины здесь ниже. Но в целом, следует отметить, что до США и Великобритании нам достаточно далеко.

- Какие основные факторы сегодня влияют на выбор вузаабитуриентами?

- Если мы говорим о первом высшем образовании, то основные факторы выбора вуза остаются неизменными - престиж и профиль вуза. Студент выбирает не столько знания, сколько известность и востребованность диплома.

В отношении же второго высшего и дополнительного образования на первое место выходят именно знания и качество образования.

- Какие мероприятия, по-вашему, наиболее эффективны дляпривлечения абитуриентов?

- Наш основной маркетинговый канал - это интернет-реклама, ведь наша аудитория понимает, что поиск в сети наиболее эффективен для правильного выбора.

Из «оффлайновых» инструментов полезна работа сообщества выпускников. Она позволяет не только вовлекать в свои ряды новых участников, но и улучшать качество учебного процесса и развивать базу практик и стажировок. Директора фирм, окончившие ЕАОИ, привлекают студентов на практики, а также дают нам хороших преподавателей. Выпускники - наша лучшая реклама на образовательном поле.

- В чем основные преимущества российского высшегообразования?

- В принципе, образование на русском языке пока еще востребовано в России и на постсоветском пространстве. В последнее время чувствуется и внимание государства к развитию образования через национальный проект, что не может не обнадеживать. Думаю, что более уверенно о преимуществах нашего образования можно будет говорить тогда, когда начнет решаться проблема ориентации вузов на студентов, перевода вузов на инновационные рельсы и проблема устаревания профессорско-преподавательского состава.

- Что бы вы хотели изменить в существующей ныне концепцииЕГЭ?

- К идее ЕГЭ я в целом отношусь положительно - это дополнительный инструмент для абитуриентов, позволяющий понимать свой уровень знаний после школы и сопоставить его с другими выпускниками. Но я бы оставил вузам возможность определять дополнительные требования к своим абитуриентам. В настоящее время тесты ЕГЭ не очень сложные. Это индикатор качества общего образования, но не совсем правильно его использовать как единственный инструмент для поступления в вуз.

- Какие преимущества получает вуз с введением ЕГЭ?

- По большому счету, никаких. С одной стороны, вузы теперь не тратят ресурсы на проведение дополнительных испытаний, с другой, немалые ресурсы уходят на обработку большого количества запросов от абитуриентов. Я вижу стремление государства поставить в центр образования студента и абитуриента. Это хорошая тенденция.

- Какое ваше отношение в переходу российского образования нановый формат, соответствующий требованиям Болонскогосоглашения?

- Давайте посмотрим, что такое Болонский процесс. Европейские страны объединяются, открывая свои рынки друг для друга, приводя в единство структуру образования. Если мы включаемся в этот процесс, мы также должны открыть свои рынки для европейских провайдеров обучения и европейских студентов, если мы хотим, чтобы наша система образования рассматривалась как конкурентоспособная. Таким образом, мы входим в систему жесточайшей конкуренции. В некоторых направлениях иностранные провайдеры образования являются более конкурентоспособными, чем наши. Поэтому в Болонскую систему нужно входить очень аккуратно, постоянно лавируя. Кроме того, нужно постоянно работать над развитием нашего образования, иначе мы не выдержим конкуренции с западным образованием.

- Насколько полно российский вуз готовит выпускника длярынка труда?

- В региональном образовании вуз старается наладить связи с производственными предприятиями с целью улучшения качества своих программ и трудоустройства выпускников. В Москве с такими связями сложнее, вузы в меньшей степени ориентируются на предприятия. Кроме того, экономическая ситуация усугубила вопрос с трудоустройством. На мой взгляд, выпускник будет всегда востребован, если он в вузе научится учиться и быть готовым к изменениям конъюнктуры на рынке.    

Комментарии Фейсбук Вконтакте