Кому нужны магистры менеджмента без опыта работы

Дата публикации 18.09.2013

В девятом ежегодном рэнкинге Financial Times магистерских программ в области менеджмента (Masters in Management, MiM) 70 программ. Большинство из них по традиции европейские. Но в 2013 г. в финальном списке оказалась одна программа из Австралии и, впервые за все время существования рэнкингов FT, одна российская программа. Таблица справа построена на основании опросов выпускников 2010 г.

Швейцарский секрет

На первом месте третий год подряд оказалась бизнес-школа швейцарского университета St. Gallen. Эта программа лидирует по окупаемости расходов на обучение и количеству целей, достигнутых выпускниками, занимает второе место по эффективности работы службы трудоустройства, пятое – по заработной плате выпускников. Школа входит в первую десятку по мобильности выпускников и разнообразию международного опыта, приобретенного ими.

Среди сильных сторон St. Gallen выпускники особо отмечают качество обучения по таким дисциплинам, как стратегический менеджмент и предпринимательство, а также активное сообщество выпускников. «За время учебы я приобрела друзей на всю жизнь, а выпускники предыдущих лет стали моими менторами, что серьезно помогает в карьере», – говорит Нина Каспар, консультант сингапурского офиса Bain.

Несколько школ попало в рэнкинг впервые. Индийский институт менеджмента в Калькутте сразу оказался на 19-м месте, французские Ieseg School of Management и ESC Rennes – на 24-м и 36-м соответственно, Школа бизнеса Сиднейского университета – 49-я, а Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета – 65-я.

Работают за границей

Программы MiM привлекательны далеко не только высокими заработками. Как показал опрос выпускников, большинство из них стремятся делать международную карьеру. На графике видно, сколько студентов 2010 года выпуска приехали в Европу учиться и остались здесь работать. Цифры на стрелках показывают потоки выпускников от места учебы к месту работы. Более трети студентов, приехавших из Южной Европы, где высока безработица среди молодежи, сейчас работают в других, более благополучных регионах.

Большинство школ, попавших в рэнкинг, охотно отправляют студентов на международные стажировки. «Администрация школы дала мне возможность стажироваться в разных странах и начать карьеру в международной компании», – говорит Даниэль Николя, выпускник французской школы Schema, устроившийся работать в Ирландии.

Нет никакой разницы между количеством студентов, закончивших бизнес-школы в Великобритании и Ирландии, и количеством выпускников, работающих в этих странах. Но эти цифры обманчивы. Почти 80% студентов приезжают учиться в Великобританию и Ирландию из-за рубежа. Причем большинство из них по окончании вуза возвращаются в свои страны. Но примерно такое же количество выпускников из континентальной Европы, США, Индии и Китая устраиваются работать в Великобритании.

Самый большой положительный баланс приезжих магистров менеджмента отмечается в странах Северной и Центральной Европы: здесь получили дипломы 880 человек, а работают – 1100. В этом регионе выделяются Германия и Швейцария: здесь проще, чем в других странах, найти работу, сюда стремятся иностранцы, да и местные жители, уехавшие учиться за границу, охотно возвращаются обратно.

В странах Восточной Европы большинство выпускников остаются работать в своих странах, да и число иностранных студентов совсем невелико. Поэтому и показатели мобильности отличаются от общеевропейских в меньшую сторону.

Кому нужны магистры

Выпускники программ MiM популярны у работодателей, которые ищут молодых талантливых сотрудников, чьи профессиональные качества работодатель сможет сформировать и развить. Так считает Франк Mаттерн, управляющий партнер германского офиса международной консалтинговой компании McKinsey, который планирует в 2013 г. принять на работу 240 консультантов.

«Программы MiM дают очень существенный довесок к степени бакалавра, – говорит он. – Студенты, обладающие сильными аналитическими качествами, могут приобрести теоретическую подготовку в области менеджмента. Комбинация бакалавриата в инженерных дисциплинах или физике и программы MiM может быть очень привлекательной».

Германский офис McKinsey лишь один из крупных немецких работодателей, предоставляющих участникам 22-месячной магистерской программы MiM берлинской школы менеджмента ESMT шестимесячные стажировки. Планируется, что студенты сначала проведут два месяца на одном из проектов компаний-участников за рубежом, а затем еще четыре месяца будут заниматься прикладными исследованиями уже в Германии.

По традиции студенты программ MiM, в отличие от MBA, проводят большую часть времени в классах, но в последнее время и компании, и школы стремятся увеличить время контакта студентов с потенциальными работодателями.

Не удивительно, что международные консалтинговые компании охотно берут на работу выпускников программ MiM. В London Business School около 40% из 144 выпускников прошлого года стали консультантами. Еще треть работает в финансовых учреждениях, а остальные – в самых разных отраслях экономики: от медиа до индустрии развлечений.

До сих пор работодатели по-разному относятся к выпускниками программ MiM и MBA. Магистры менеджмента лучше подходят работодателям с отлаженными программами подготовки молодых сотрудников, например крупным консалтинговым компаниям или банкам, нуждающимся в начинающих аналитиках. Выпускников MBA предпочитают работодатели, стремящиеся закрыть немассовые вакансии.

Многие работодатели готовы закрывать глаза на нехватку практического опыта выпускников программ MiM, говорит Саймон Эверетт, преподаватель программ MBA и MiM в университете St. Gallen. «Те, кто нанимает таких выпускников, стремятся подобрать молодых, умных, хорошо мотивированных сотрудников, готовых впитывать корпоративные ценности и корпоративную культуру», – подчеркивает он.

Магистерская программа «Стратегия и международный менеджмент» университета St. Gallen рассчитана на 18 месяцев. Она включает обязательную международную стажировку и стоит 6378 швейцарских франков (6827 долларов). В среднем каждый выпускник получает три предложения о работе, говорит Эверетт.

Работодателей привлекает академическая строгость наших программ, говорит Эверетт. Они понимают, что новое поколение студентов уступает своим предшественникам в способности концентрировать внимание и оперировать сложными логическими аргументами. «Но работодателям по-прежнему нужны сотрудники, умеющие читать, считать и решать поставленные перед ними задачи», – заключает Эверетт.

Комментарии Фейсбук Вконтакте