Как в России зарабатывают на онлайн-образовании

Дата публикации 29.04.2014

В 2012 г. в мире насчитывалось 3 тысячи стартапов, работающих в сфере онлайн-образования. Сейчас их количество как минимум удвоилось, в том числе за счет запуска российских образовательных сервисов. Но многие пока только ищут модель, которая могла бы быть коммерчески успешной.

Александр Оганов три года назад основал образовательный проект Uniweb. Его задача – «ставить вузовское образование на онлайн-рельсы и создавать полноценные образовательные программы от 72 академических часов с выходом на дипломные программы», объясняет он. Оганов в индустрии онлайн-образования работает 10 лет. Разработка полноценных программ, связанных в основном с дополнительным профессиональным образованием, – дело трудоемкое и дорогое, говорит он. У проекта 15 академических партнеров, включая МГИМО, РГГУ, Московскую школу экономики МГУ, Российский международный олимпийский университет, РАНХиГС. «Мы рассматриваем Uniweb как бизнес, но с длинным горизонтом окупаемости, и все наши программы платные», – рассказывает Оганов. Например, программа повышения квалификации для менеджеров по связям с общественностью от МГИМО стоит 40 тыс. руб. 97% тех, кто покупает курс, доходит до конца: мотивация у этих учеников другая, нежели на бесплатных курсах.

Кто платит за обучение

Эта цифра сильно завышена, процент дошедших до конца на платных курсах составляет 25–30%, считает Елена Масолова, основатель Eduson. (По данным Coursera, до конца бесплатного курса обычно доходит всего 5–8% начавших онлайн-обучение.) Eduson – образовательная платформа, которая специализируется на прикладных бизнес-тематиках и корпоративном обучении. Здесь при выборе лекторов делают ставку не на академиков, а на практиков, предпочитая иностранных менеджеров и гуру бизнеса. К примеру, курс о том, как выводить компанию на IPO, прочитал Ари Кравчин, один из директоров Merrill Lynch.

Масолова запустила проект в апреле 2013 г., вложив в него собственные средства – несколько сотен тысяч долларов (она – сооснователь Groupon Russia). Масолова надеется, что к лету проект окупится. Курсы покупают и индивидуальные пользователи, но они Eduson не очень интересны: они приносят 70 тыс. руб., а типичный корпоративный контракт – 30 тыс. долларов. Корпоративные клиенты появились в сентябре 2013 г. К примеру, Новолипецкий металлургический комбинат, который приобрел курс по основам бережливого производства.

Проекту удалось привлечь к сотрудничеству команду лекторов известных бизнес-школ – Wharton, Insead, LSE, HEC, успешных предпринимателей и управленцев. Лекции обычно длятся от двух до восьми часов и богаты кейсами и практическими советами. Но самыми популярными стали все-таки курсы российских лекторов на актуальные темы – «Управление политической кампанией» от Леонида Волкова, руководителя штаба Алексея Навального, и «Финансовое моделирование в Exel» от Наталии Загвоздиной, бывшего вице-президента «Ренессанс-Капитала».

С престижным дипломом

Онлайн-образование развивается очень бурно, рассказывает Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок «Сколково». В последние годы новые проекты открывались один за другим: Coursera, EdX, Udacity. Курс обычно состоит из видеолекций с субтитрами, домашних заданий, текстовых конспектов лекций, тестов и итоговых экзаменов. Тем, кто проходит курс, выдается сертификат. Coursera недавно начала продавать сертификаты, подтверждающие окончание курса, за 500 долларов и за несколько месяцев заработала на этом 250 тыс. долларов, приводит он пример. Сервис Lynda.com собрал около 2500 обучающих курсов, на которые можно подписаться: купить абонемент, как в фитнес-клуб. И привлек 103 млн долларов частного инвестора, который надеется, что они окупятся, говорит Конанчук.

Воронка для талантов

А вот Дмитрий Гужеля, основатель и идеолог российского образовательного онлайн-проекта «Универсариум», созданного при содействии АСИ, сделал свои курсы бесплатными для слушателей. Это курсы по математике, экономике, биологии, программированию, истории культуры и многому другому. Одним из самых популярных стал курс «Как создать свое дело», который прочли преподаватели МГУ Михаил Хомич и Юрий Митин. На него записалось около 30 тысяч человек, 11 тысяч из них дошли до конца, и почти 5 тысяч – успешно выполнили все задания. Это очень высокий результат и связан он прежде всего с тем, что ученикам предлагались простые тестовые задания, считает Михаил Хомич.

Схема монетизации проекта довольна простая: вузы и работодатели платят за создание курсов на платформе «Универсариума». Себестоимость курса – в среднем около 1,5 млн руб. Онлайн-сервис берет на себя техническую и методическую сторону дела, а контент – лекции, литературу и проч. – готовит университет.

Правда, руководителей российских вузов не просто убедить, что сотрудничество с «Универсариумом» им выгодно. Они считают, что размещение курса в свободном доступе чревато воровством интеллектуальной собственности. «Но это совсем не так, – убежден Гужеля. – Потенциальные студенты мало знают о сильных сторонах большинства университетов, считая их преимущественно гуманитарными». Например, в Балтийском федеральном университете имени Канта (БФУ) есть сильные технические факультеты, о которых не так широко известно. Вместе с БФУ «Универсариум» разработал курс по робототехнике, благодаря которому ученик сумеет с нуля собрать робота. Чтобы убедить руководство университета, Гужеля провел несколько встреч и презентацию с цифрами, показывающую, сколько студентов может привлечь онлайн-курс. В результате вместе с БФУ сделали еще и курс по философии.

«А компании могут сэкономить на подборе персонала: создав собственный профильный курс, на выходе они получат самых заинтересованных сотрудников», – добавляет Гужеля. И такие заказчики уже есть – Сбербанк, с которым разработан курс по финансовой грамотности. Идут переговоры по разработке курса по результатам космической деятельности для космической корпорации.

Комментарии Фейсбук Вконтакте