Как в МГТУ имени Баумана выращивают успешных бизнесменов

Дата публикации 27.09.2011

В нашей стране выгоднее быть бизнесменом, чем инженером – так все еще считают многие молодые люди. Сломать стереотипы и помочь будущим инженерам добиться успеха в жизни решили в Центре развития инновационной инфраструктуры и малого предпринимательства (ЦРИИМП) при МГТУ имени Баумана. Корреспондент «РД» пообщалась с организаторами и выпускниками бизнес-инкубатора при МГТУ.

– Наша цель – научить ребят творчески мыслить и находить пути к достижению задуманного, – говорит руководитель проектного бизнес-инкубатора Виктор Малинин.

– Вы принимаете всех без исключения?

– У нас есть несколько условий. Первое – человек должен учиться в МГТУ или быть его выпускником. Второе – у поступающего должна быть своя бизнес-идея. Ну, к примеру, создание оригинальной компьютерной программы, которая учит первоклашек хорошо писать в прописях. В общем, мы отбираем наиболее перспективных ребят и начинаем обучать их по три раза в неделю после основных лекций и семинаров.

– Как строятся занятия?

– Занятия состоят из курса лекций известных бизнесменов, как отечественных, так и зарубежных, психологических тренингов и практических занятий по ведению собственного дела. Ведь идей в голове может быть очень много, но беда в том, что мы порой не можем доводить наши задумки до реального воплощения. А в нашем инкубаторе ребята получают необходимые юридические знания, учатся выстраивать взаимоотношения с потенциальными инвесторами.

– А для чего нужен психологический тренинг?

– Для того чтобы помочь будущему руководителю преодолеть стереотипы, научить его мыслить позитивно, быть нацеленным на успех. Некоторые уроки бизнеса преподают профессионалы с мировым именем. Вот недавно лекцию о том, как будет развиваться рекламный бизнес, бауманцам прочел вице-президент известной телефонной компании по стратегическому маркетингу Гарад Джонстон. «Реклама в ближайшем будущем будет более нацеленной на конкретного человека, – говорит Джонстон. – К примеру, есть рейс из Нью-Йорка в Люксембург конкретной авиакомпании. Ваша задача посадить пассажира именно на него. Для этого в соцсетях Интернета мы станем искать потенциальную группу людей, которым в ближайшее время надо вылететь по указанному маршруту, к примеру, на разрекламированный заранее фестиваль джазовой музыки. Это могут быть сами музыканты или их поклонники, которые общаются на специальных форумах». Вот так, «подсмотрев» или «подслушав» цели конкретных людей, рекламщики станут точечно, индивидуально направлять свои предложения.

– А не будет ли рекламный бизнес таким образом нарушать наше личное пространство?

– Не хотите, чтобы вас «подслушивали», не «говорите» о своих планах во всеуслышание, на каких-нибудь общих форумах в Интернете. Личная переписка в данном случае останется недосягаемой для рекламных разведчиков.

* * *

Но вернемся к «бизнес-цыплятам». После окончания ЦРИИМП им надо защитить свой проект, который потом выходит в жизнь и начинает самостоятельно работать. Лучшим выпускникам в качестве награды раньше искали спонсоров. Однако с этого года форма конкурса кардинально изменилась.

– Итоговый экзамен мы заменили на инновационную сессию, – говорит Малинин. – Ведь что такое экзамен? Лотерея, где одному повезло больше, чем другому. И не факт, что оставшийся за бортом проект на самом деле хуже. Бывает, конкурирующий докладчик просто более уверенно держался, громче говорил и поэтому больше понравился членам жюри... Как же быть? Мы добавили еще один предварительный этап – теперь опытные инженеры и экономисты (наши бывшие судьи) сами становятся участниками команды, в одной связке с выпускниками они внимательно разбирают каждый проект и помогают улучшить его до настоящего бизнес-предложения. А в жюри отныне сидят... те самые потенциальные инвесторы! Участие серьезных специалистов в разработке конкурсных бизнес-планов дает инвесторам гарантию, что деньги они вложат в заведомо успешный проект.

Заработать на стадион

Теперь познакомимся с теми, кто уже прошел школу ЦРИИМП. Алексей Нониашвили окончил ее через два года после защиты диплома в МГТУ.

– Что за идея у тебя была?

– Я предложил многофункциональный стадион, на котором можно было бы проводить и футбольные матчи, и рок-концерты, и ярмарки. Таких сейчас очень мало. Владельцы футбольных полей вынуждены отказывать в организации прочих мероприятий из-за капризного травяного покрытия. Его нельзя мять, покрывая всевозможными настилами, ему требуется своевременный полив, подогрев и пр. В итоге получается, что огромная площадь стадиона «работает» около 40 дней в году, только на футбольных матчах. Это очень убыточно. Вот я и предложил выход: разработал помост, который будет не опираться на натуральный газон, а как бы зависать над ним при помощи воздухоопорных конструкций. Несмотря на кажущуюся легкость, он сможет выдерживать нагрузку в 500 кг на 1 квадратный метр. Это значит, что он сможет «удержать на себе» и автошоу, и каток, не говоря уже о выставках и театрализованных представлениях. Самое интересное, что под покрытием во время этих представлений будет протекать своя жизнь, жизнь травяного газона с автоматическим поливом, поддержанием оптимальной температуры.

Вы думаете, что таких, как Нониашвили, больше и не сыщешь? Ошибаетесь. Другой выпускник бизнес-инкубатора, Артур Шайхутдинов, также сначала создал один бизнес, а потом на полученную прибыль принялся создавать другой. Но все по порядку. Учась в родной Бауманке, Артур создал интернет-магазин – это многосферный магазин для покупателя, которому нужно сразу совершить массу покупок в одном месте. Тебе надо сделать ремонт в квартире и закупить для этого все – от сантехники до обоев. Чтобы не мотаться по строительным рынкам, достаточно выйти на сайт и задать параметры поиска по цене, качеству, фирмам. Собственное веб-приложение – дело рук Артура и членов его команды – очень быстро управляет 15 тысячами товаров на сайте. Остается только выбрать что нужно, уложить все в виртуальную «корзину» и заказать доставку на дом. Заработав на магазине около 500 тыс. руб., Артур все до копейки вложил в новый инновационный проект – «терминал-копицентр».

– Это автомат самообслуживания, содержащий персональный компьютер и копировальное устройство, – объясняет выпускник бизнес-инкубатора. – Идея его создания пришла ко мне сама собой. Как-то в 2008 году я сидел в университете. Время приближалось к 9 вечера, очень хотелось, чтобы преподаватель принял мою лабораторку. И он готов был это сделать, не хватало только распечатанного чертежа. Я выбегаю на улицу, но там все точки печати уже закрыты... Пришлось приезжать к преподавателю в следующий раз. «Ну нет, так дело не пойдет, – подумал я, – гораздо лучше иметь печатный терминал прямо в университете, что называется, под рукой. И чтобы можно было воспользоваться им самостоятельно, без оператора, как обычным платежным терминалом, в любое время суток». Нечто подобное существует в Москве, но те аппараты оснащены только копировальной системой. Наш же, состоящий из двух башен, совмещает в себе несколько возможностей. В левой башне находится монитор, клавиатура и купюроприемник, в правой – копир. Очень удобно скачать из Интернета или с флешки все, что тебе нужно, и тут же распечатать.

Опыт бывших студентов, которые уже сейчас мечтают о глобальных проектах и не боятся соперничать на рынке с маститыми бизнесменами, может быть примером для всех. Конечно, сидеть и собирать аргументы против открытия своего бизнеса проще и безопаснее... Но не лучше ли уже сегодня взять и создать дело. Лиха беда – начало.

Комментарии Фейсбук Вконтакте