Как успешно выбрать «свою» программу и «свою» бизнес-школу

Дата публикации 02.03.2016

«Бегин.ру» беседует с Валерией Павлюковской, официальным партнером в России и СНГ престижной международной швейцарской бизнес-школы IMD.

У Валерии за плечами значительный и очень успешный опыт работы в индустрии международного бизнес- образования как в России, так и за рубежом. В течение нескольких лет Валерия отвечала за Executive MBA в бизнес-школе IMD (Лозанна, Швейцария) и ее операционное управление. У Валерии степень MBA от IMD. Также более трех лет Валерия занимала должность директора программ MBA и Executive MBA в бизнес-школе СКОЛКОВО в России. В этой роли Валерия добилась колоссальных успехов, полностью переработав дизайн программ MBA и Executive MBA под потребности клиентов и рынка, что привело к увеличению наборов в два раза и значительному повышению индекса удовлетворенности студентов. Помимо опыта работы и экспертизы в индустрии международного бизнес-образования, за плечами у Валерии многолетний управленческий опыт в различных индустриях и история трансформации бизнеса и улучшения бизнес-показателей каждой компании, в которой она работала.


Основной кампус IMD на берегу Женевского озера в Лозанне, Швейцария

«Бегин.ру»:

Валерия, сегодня мир международного бизнес-образования предлагает нам продукты на любой вкус и цвет, и с таким практически безграничным ассортиментом не мудрено и запутаться. Программы каких типов предлагает сегодня рынок бизнес-образования, и как, на ваш взгляд, нужно действовать, чтобы выбрать оптимальную для конкретного кандидата программу?

Валерия:

Да, вы правы. Есть школы глобальные, есть локальные. Есть премиальные школы, занимающие первые строчки рейтингов. Есть инновационные образовательные учреждения, которые принципиально от рейтингов отказываются. Можно учиться на кампусе школы, можно учиться парт-тайм или 100% онлайн. И, в конце концов, можно пойти по классическому пути образования для менеджеров и получить степень магистра бизнес-администрирования MBA или Executive MBA, а можно составить собственную программу обучения из краткосрочных специализированных программ. Все зависит от того, куда и во что вы хотите расти и вырасти, и от того, где находитесь сейчас.

«Бегин.ру»:

До сих пор самыми популярными форматами бизнес-обучения являются MBA и Executive MBA. Расскажите о вашем отношении к этим форматам. В каком случае вы считаете их прохождение обязательным для управленца?

Валерия:

Degree Programs (программы, в результате которых участники получают степень магистра бизнес-администрирования), MBA или Executive MBA (EMBA), это, конечно, основа управленческой пирамиды. Они позволяют понять законы бизнеса и научиться применять их на практике. Через изучение составляющих бизнеса, их взаимосвязей, приобретение как hard-, так и soft-бизнес-навыков, а также, конечно, через групповую работу, обмен опытом, расширение информационных и опытных горизонтов вы учитесь управлять любой бизнес-ситуацией, как пилот вертолета, который, при необходимости, может как подняться и увидеть всю бизнес-картину с высоты птичьего полета, так и быстро опуститься до той высоты, с которой видна каждая деталь.

И если есть необходимость, а возможности (время, деньги) позволяют, то, с моей точки зрения, закладывать такой фундамент надо максимально качественно – либо в ведущих школах мира, либо в локальных школах-лидерах – в зависимости от того, где вы видите себя и свой бизнес в будущем – глобально или локально. Но в любом случае кладка должна быть добротной. Форматы тяп-ляп от третьесортных школ, побыстрее и подешевле, не стоят ваших усилий: домик получится, в лучшем случае, кособоким, в худшем – рано или поздно рухнет.

Премиальная кладка стоит, конечно, соответствующих вложений: в случае IMD это 85 тысяч швейцарских франков за 11-месячную фул-тайм MBA-программу и 105 тысяч швейцарских франков за 15-месячную парт-тайм Executive MBA. Усредненно такая же стоимость будет во всех ведущих бизнес-школа мира.


Ежегодно более 9 тысяч executives проходят обучение на программах

«Бегин.ру»:

Валерия, как профессионал, порекомендуйте, на что имеет смысл обращать внимание при выборе программы Degree?

Валерия:

Во-первых, на профессуру. Вы хотите, чтобы вам преподавали нобелевские лауреаты, на которых, извините, половина аудитории засыпает, или профессора с бизнес-опытом и умением держать внимание студентов? Не поленитесь заглянуть в биографии тех, кто преподает на программе.

Во-вторых, обратите внимание на состав класса. Подумайте, насколько вам нужно именно это сообщество. Сообщество тождественно бизнес-опыту. Он может быть локальным, может быть международным, опыт может быть на уровне менеджеров среднего звена, а может – на уровне топ-менеджмента крупных компаний, владельцев бизнеса.

Также, если вам важно, поинтересуйтесь, предоставляет ли школа карьерную поддержку. И не только MBA, но и выпускникам программы Executive MBA.

Уточните про практические составляющие программы: проектная работа, отработка новой информации и навыков на практике, бизнес-инициативы, международные бизнес-модули – это уже не особенности, а обязательные элементы любой достойной MBA или EMBA-программы.

Если, как часто бывает, вам важен лидерский курс, обязательно расспросите про него подробнее: каждая программа будет придерживаться своей методологии; перепроверьте, чтобы она совпала с вашими ожиданиями. Лидерская компонента программы может стать как незабываемым позитивным и полезным опытом, так и большим разочарованием.

Ну и, в конце концов, уточните про исключительные особенности программы: каждая из ведущих бизнес-школ мира припасла для вас свои вишенки на тортике. Вам же осталось убедиться, какая именно придется вам по вкусу больше всего.


Все программы школы содержат практические, интерактивные элементы

«Бегин.ру»:

– Валерия, а есть ли какие-то современные альтернативные форматы MBA, EMBA для занятых управленцев?

Валерия:

– Да, если у вас, как кандидата, нет времени на фундаментальный подход, то в таком случае я бы смотрела на программы так называемого формата mini-EMBA. Когда вы не получаете степень магистра бизнес-администрирования, но, тем не менее, в сжатой форме проходите от А до Я business fundamentals – разбираете один за другим те самые кирпичики, из которых состоит бизнес. Этот новый и распространенный среди занятых управленцев тренд в бизнес-образовании представлен в IMD очень популярной программой Foundations for Business Leadership, когда за 20 дней полного погружения в учебу, групповую работу, практические задания вы, по сути, постигаете те основы бизнеса, за которыми ранее пошли бы на программу MBA или Executive MBA. Безусловно, каждому предмету, подходу, навыку вы посвящаете гораздо меньше времени, чем на полноценных Degree-программах, но это понятная «цена», которую вы платите за сумасшедшую экономию времени. Что касается состава участников, то, что не удивительно, подобные программы, что я наблюдаю на примере Foundations for Business Leadership, собирают очень зрелую аудиторию, с многолетним опытом управления бизнесами.

«Бегин.ру»:

– IMD уже несколько лет подряд занимает место номер один в мире по «открытым программам», согласно рейтингу Тhe Financial Times. Чем отличаются «открытые программы» от знакомых рынку MBA и Executive MBA?

Валерия:

– В том случае, если у вас, как кандидата, есть ощущение, что фундамент уже заложен, например, через серьезный многолетний практический управленческий опыт или вы уже получили степень MBA или EMBA и хочется сфокусироваться на конкретных задачах (приобретение конкретных навыков, знаний), то тогда имеет смысл посмотреть на так называемые «открытые программы». В IMD, например, их больше 100. Идут они от двух дней до четырех недель и охватывают всю палитру бизнес-компетенций и потребностей. Есть программы, фокусирующиеся на конкретной бизнес-сфере, как, например, Advanced Strategic Management (программа, дающая навыки разработки и реализации успешной стратегии бизнеса в ситуации нестабильности), или программы, фокусирующиеся на конкретном тренде и его влиянии на бизнес, как, например Leading Digital Business Transformation (практическая программа, помогающая реализовать цифровую трансформацию бизнеса). Есть интегрированные многокомпонентные программы, помогающие подготовиться к переходу на следующий этап карьеры или на следующий этап развития бизнеса. Это, например, программа с самым большим конкурсом на место Breakthrough Program for Senior Executives – адресованная только для первых, вторых лиц крупных компаний, помогающая бизнесу выйти на следующий виток роста, развития. Есть программы персонального лидерского развития, в частности High Performance Leaderhip, жемчужина IMD: при восьми наборах в год каждый набор завершается списком ожидания в среднем в 40–50 управленцев. А есть программы, рассчитанные только на очень нишевую аудиторию и ее непосредственные потребноcти. Например, известная High Performance Board – только для членов правления или Leading Family Business – только для владельцев семейного бизнеса.

В выборе школы для «открытых программ» я бы посоветовала быть более привередливыми, чем даже при выборе школы для программ MBA или Executive MBA. Очевидно, что любая школа в первую очередь «вкладывается» в Degree-программы, а вот поддерживать все портфолио «открытых программ» на достойном высоком уровне получается только у школ со своей собственной сильной профессурой, с собственными исследовательскими центрами и экспертными сообществами, – по сути, у тех, кто имеет возможности самостоятельно создавать и обновлять «открытые программы» под изменяющиеся условия и потребности рынка. Принцип эффективности и успешности «открытых программ» именно в актуальности. Как именно выбрать школу для «открытой программы»? – Ответ прост: смотрите на топ 10 школ, которых The Financial Times определил как лучшие в сегменте Open Enrollment Programs.

«Бегин.ру»:

– Валерия, а что с онлайн-обучением? Может ли оно заменить привычные форматы обучения в бизнес-школе и дать необходимые знания и навыки?

Валерия:

– Что касается онлайн-обучения, я ни в коей мере не хочу умалять достоинств этого ресурса. Я сама с удовольствием прошла порядка десяти курсов на Coursera (онлайн-платформа, размещающая бесплатные дистанционные курсы по разным тематикам от разных бизнес-школ мира), периодически обращаюсь к Lynda.com (онлайн-портал, представляющий навыковые мини-видео) за так называемым bite-sized learning – образовательными продуктами длительностью не более 15 минут. Это может быть как 15-минутный тренинг-инструкция, как использовать какой-то конкретный софт или приложение, а может быть видеопрезентация одного из понятий корпоративных финансов или бухгалтерии.

Для меня онлайн – это идеальный формат для «отшлифовки» знаний, навыков, для доработки уже имеющихся компетенций. Онлайн не взрывает мозг, не расширяет горизонтов, не ведет к личной трансформации, не обогащает тем опытом, который вы получаете от одноклассников, не дает комплексной картинки и уж точно, даже при наличии обратной связи, не способен ее дать на том уровне, на котором вы ее получаете в «офлайне». Онлайн также требует потрясающего тайм-менеджмента, самоорганизации и мотивации (недаром до сих пор больше половины тех, кто онлайн, тем более бесплатные курсы, начинает, не доходят до конца). Но, тем не менее, это гениальный формат, позволяющий сегодня, только представьте, бесплатно (!) пройти курс от одной из ведущих бизнес-школ мира (и я здесь имею в виду платформу Coursera) и получить соответствующий сертификат. Тот курс, за который ранее вы бы заплатили 10–20–30 тысяч долларов.

На знаменитых курсах по лидерству IMD стирается грань между учебой и реальностью

«Бегин.ру»:

– Сегодня многие, кто подбирает для себя бизнес-школу, задаются вопросом, имеет ли смысл ехать в зарубежную школу или выбрать из того, что есть в России. Что бы вы посоветовали?

Валерия:

– Давайте, отвечая на этот вопрос, я попробую структурировать свои мысли вокруг типологии программ.

Итак, если мы говорим про MBA, Executive MBA, повторюсь, для меня данные колоссальные инвестиции в обучение такого рода имеют смысл только, если вы проходите обучение в школе «высшей лиги» – либо одной из ведущих школ мира (согласно рейтингам), либо в локальной школе-лидере.

А дальше все очень просто: если у вас в приоритете российский опыт, российский нетворк, если вы видите ваше личностное и бизнес-развитие только в России – я бы даже не рассматривала западные школы. Если же, наоборот, у вас международный бизнес или вы хотите изучить, как многие сейчас делают, возможность выхода вашего российского бизнеса на новые рынки, диверсификации, если вам важен опыт обучения в многонациональном классе, международный нетворк, признание вашего диплома во всем мире – вам нужно смотреть на международные бизнес-школы.

Также выбор может быть однозначным из-за языкового аспекта: если знание английского языка отсутствует, на школы за рубежом придется закрыть глаза, в любом случае. А вот со средним уровнем языка это вполне возможно. Как говорится, было бы желание. В IMD известны случаи, когда сильные кандидаты из России, но с, так скажем, не идеальным английским, поступали на «открытые программы» и, по сути, использовали их как мощнейшую персональную мотивацию, чтобы значительно улучшить знание языка до начала программы.

Но сильные программы MBA, Executive MBA есть как на западе, так и у нас. Онлайн-обучение, понятно, не имеет границ. А вот то, что касается «открытых программ», тут ситуация иная.

С моей точки зрения, на сегодняшний день у нас в России нет бизнес-школы, которая бы славилась сильными качественными «открытыми программами» собственной разработки. В большинстве случаев, наблюдается принцип booking.com, при всем моем уважении к данному ресурсу: когда школа просто букирует профессора одной из ведущих школ, он приезжает в Россию и отчитывает свой стандартный курс по заданной тематике участникам программы. Профессор может быть замечательный. И курс даже может пройти на ура. Только вот, к сожалению, подход такой не эксклюзивен, а самое главное, методология, содержание, как правило, не заточены под целевую аудиторию. В основе качественной авторской «открытой программы» лежит масса разнообразных ресурсов: работы собственных исследовательских центров, посвященные тематике программы, клиентские и рыночные исследования, дискуссии и разработки нескольких профессоров, специализирующихся на этой теме, мнения индустриальных экспертов и, конечно, обратная связь и комментарии тех, кто эту программу прошел в прошлом. Осилить подобные ресурсные инвестиции могут только топовые бизнес-школы мира, с уже давно существующим и постоянно обновляющимся большим портфелем открытых программ.

Примечание от «Бегин.ру»:

Получить персональную консультацию по программам бизнес-школы IMD вы можете у Светланы Ефимовой, представителя школы в Москве, регионального директора по зачислению, по телефону: +7 (919) 777-5748.

Комментарии Фейсбук Вконтакте