«Школам больше интересны люди и их взгляды, чем баллы GMAT»

Дата публикации 19.08.2009

– Какие тенденции Вы можете выделить в развитии российского бизнес-образования?

– В бизнес-образовании нет «коротких» трендов, это не продажа одежды и обуви, где мода меняется из года в год. Поэтому каких-то новых тенденций, которые явно наметились в этом году, я выделить не могу.

Могу лишь сказать об одном тренде, который был усилен финансовым кризисом. Бизнес-школы в области Executive MBA и контактов с корпорациями не смогут больше продавать продукты «с полки». Начинается разработка продуктов, заточенных под нужды определенной корпорации, когда школа должна вникнуть в то, что происходит у заказчика и «собрать» программу исходя не из того, что она может предложить, а из того, что нужно клиенту. Сильные западные школы сейчас вовсю «разворачивают» свои программы в эту сторону. Они нацелены больше на развитие корпораций, чем собственно на образование. Школа начинает в некоторой мере нести ответственность за будущее своего заказчика - крупной корпорации. Это есть передний край бизнес-образования.

Какие студенты сегодня нужны ведущим мировым бизнес-школам?

– Первые 50 мировых бизнес-школ будут прежде всего искать людей, имеющих неординарный взгляд на происходящее в мире. Школам больше интересны люди и их взгляды, чем баллы GMAT. Взаимный культурный обмен между студентами на программе MBA играет не меньшую роль, чем хорошая профессура.

Стоит ли подождать с получением степени MBA? Может быть, грядут серьезные изменения формата и содержания программ?

– Цикл обновления программ учебных заведений - десятки лет. Можно всю жизнь ждать принципиально новых программ и не дождаться. Поэтому людям нужно искать то учебное заведение, ту бизнес-школу, которая максимально соответствует их запросам. Это нетривиально. Нужно разобраться, как производится знание или образовательный продукт в той или иной школе. Человек в одиночку не может этого сделать, необходимо экспертное знание. В этом смысле аналитика в области образования является очень важной. Ведь внешне все бизнес-школы одинаковы, но они очень разные внутри.

Что все-таки ждет бизнес-образование в будущем?

– «Корпоративная» модель, по которой строилось бизнес-образование и которая доминировала последние годы, начинает потихоньку отмирать. Этот процесс только в самом начале, и может пройти еще много лет, но все-таки он уже начался. Бизнес-школы должны делать принципиально новые программы, которые будут готовить студентов к той модели бизнеса, которая будет через 5-10 лет. А для этого нужно проделать очень много работы. Очень малая часть бизнес-школ сегодня к этому готова. Функциональная подготовка менеджеров - это бесперспективно, хотя это по-прежнему составляет 98% всего бизнес-образования.

Что бы Вы порекомендовали людям, выбирающим бизнес-школу?

– Спросите тех, кто окончил бизнес-школу 5 лет назад: что они используют из того, что получили в процессе бизнес-образования? Если ничего, то не нужно идти в эту школу.

Комментарии Фейсбук Вконтакте