Инициатива больше не наказуема

Дата публикации 22.01.2013

 

Человек, фонтанирующий гениальными идеями, прожектер, который много чего предлагает, но не доводит до конца, — таких персонажей наверняка встречали многие. Однако подобный гиперэнтузиазм больше распространен в западной бизнес-среде, а в России – среди экспатов или наших соотечественников, долго проработавших в западных компаниях, убежден Сергей Лихарев, председатель совета директоров авиационного завода «Авиакор».

Эффект зубатки

Он приводит пример из своего опыта работы в компании «Голден телеком». Департаментом интернет-услуг в начале 2000-х там руководил американец, гиперактивный мужчина, который выдвигал много инициатив, вспоминает Лихарев. В результате бурной деятельности этого энтузиаста компания приобрела несколько стартапов, потратив десятки миллионов долларов, но ни один из них не вырос в прибыльный бизнес. «Однако, разобранные по кусочкам, они вошли в состав других проектов, команды хороших программистов остались в компании и в итоге принесли пользу, – отмечает Лихарев. – Поэтому гипертрофированный трудовой энтузиазм, пусть даже и не приносящий немедленных результатов, я считаю благом, если он искренний». Сейчас руководитель «Авиакора» старается приветствовать любые начинания подчиненных, даже несвоевременные.

Прожектеры – в общем и целом это неплохо, особенно если речь идет о российских компаниях, унаследовавших советскую корпоративную культуру, при которой инициатива не приветствовалась, поясняет он. Особенно это касается производства: в таких компаниях сотрудники пассивны, любую инициативу считают наказуемой, добавляет Лихарев. В результате внедрять что-то новое, например принципы бережливого производства, сложно. Ведь они подразумевают, что каждый на своем рабочем месте должен замечать любые мелочи, снижающие эффективность, и самостоятельно предлагать методы решения проблем.

Прожектеры могут раздражать, но они полезны в коллективе, где пассивность и безынициативность считаются нормой, говорит Лихарев. Срабатывает так называемый эффект зубатки. Это история про перевозку трески: ее обычно транспортируют в живом виде в тесных резервуарах – и она часто гибнет из-за неподвижности. Однако перевозчики придумали, как бороться с этой проблемой: в воду к треске подсаживают рыбу зубатку, которая покусывает треску и заставляет двигаться. В результате груз прибывает в нужном виде. «Прожектеры играют роль такой зубатки в застойной среде», – добавляет Лихарев.

Надо лишь уметь отличать фальшивого энтузиаста от того, кто всерьез увлечен новым проектом и прилагает усилия для его реализации. «Если это подчиненный или коллега, достаточно побеседовать с ним, попросить привести подробные детали и цифры: у дутого инициатора и детали будут дутые, а это очень легко увидеть и отличить реальный проект от создания иллюзии бурной деятельности», – уверен Лихарев.

Фальшивый энтузиаст

«Такие работники кидаются из оптимизма в пессимизм, рассылают противоречащие друг другу электронные письма, и с ними тяжело работать», – говорит бизнес-психолог Зоэ Мейсон. «Энтузиазм бывает разный, и фальшивые энтузиасты отличаются тем, что совершают множество бессмысленных и ненужных действий, попусту отнимая время у окружающих», – уверен Грэм Эбби, директор по подготовке руководителей в Университете Бата в США. В худшем случае такой гиперактивный работник может сделать ненужную работу и при этом выставить всех остальных необязательными и ленивыми.

«Я делю инициативных сотрудников на два типа, – рассказал Алексей Волков, директор по интернет-маркетингу NC Pharm Group. – Первый – это так называемый городской сумасшедший: он предлагает какие-то странные и невоплотимые в жизнь идеи. Второй типаж – это подчиненный, который высказывает интересные, но лишь отчасти полезные мысли». Такого сотрудника стоит поощрять: рано или поздно он может предложить что-то подходящее, убежден Волков.

«Энергию подобных людей надо направлять в конструктивное русло. Поставьте конкретные задачи, определите рамки ответственности и проведите откровенную беседу», – объясняет Эбби.

Еще один совет дает Мейсон: «Если вы имеете дело с человеком, который после восторга и возбуждения сразу впадает в уныние, разберитесь, что именно влияет на быструю смену его настроения. Разработайте стратегию, как направлять действия такого человека в позитивное русло». «Помогите таким людям сконцентрировать их усилия на чем-то одном. Но не будьте циничны. Надо оставаться доброжелательным», – соглашается Эбби.

Опыт работы в нескольких российских компаниях показал: инициативных работников предостаточно, но у начальства зачастую нет времени и желания их выслушать, считает Волков. Он, однако, советует любителям инициатив не отчаиваться из-за постоянных отказов начальства: «Я, например, завел блокнот, куда записываю интересные идеи. Рано или поздно они могут пригодиться».

Записаться в скептики

Коуч Джеральдин Галлачер предлагает наглядно показывать энтузиастам последствия их необдуманного поведения: «Допустим, в вашем окружении есть человек, который из раза в раз высказывает бессмысленные идеи. Лучшей тактикой поведения будет следующая: попросить его начать работать над предложенным им же самим проектом. Пусть продвинется хотя бы на шаг вперед. И сразу станет понятно, что идея его нежизнеспособна».

Ситуация усложняется, если фальшивым энтузиастом оказывается ваш босс. «Просто помогите ему сконцентрироваться на чем-то одном. Когда любая беседа заканчивается тем, что человек начинает строить большие планы, нужно перевести разговор в конкретное русло и обсудить эффективность предлагаемого проекта», – продолжает Эбби.

Трудно иметь дело и с коллегами-гиперэнтузиастами. «Особенно опасайтесь тех, кто умело строит отношения с боссом и постоянно выглядит в его глазах как примерный мальчик. В этом случае вас быстро запишут в скептики. Чтобы избежать подобных ситуаций, попытайтесь создать атмосферу, где ценятся как энтузиасты, так и критиканы», – заключает Эбби.

В статье использованы материалы FT

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте