Грядет борьба МВА-брендов

Дата публикации 17.04.2012

«Пока все государственные вузы замерли в ожидании, потому что непонятно, как быть, если, например, аккредитация заканчивается в 2014 году: будет ли она отозвана или нет. Нужны четкие распоряжения от Минобрнауки – что делать в этой ситуации. А их пока нет», – говорит Яна Клементовичус, директор Высшей экономической школы при Петербургском университете экономики и финансов. Действительно, возникла правовая лакуна, добавляет Наталья Евтихиева, директор Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). «Срок действия аккредитации у разных вузов заканчивается в разные сроки, – поясняет она. – А это значит, что, пока аккредитация действует, вузы могут выдавать дипломы, в то время как те, у кого она заканчивается, лишаются такой возможности». Быстро решить эту проблему с чувством, толком, расстановкой общественные организации, на чьи плечи теперь легли вопросы поддержания стандартов МВА, не могут.

В Консорциуме делового образования, который специально для этого создан и куда вошли РАБО, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация российских банков и «Деловая Россия», планируют разработать все стандарты, требования и процедуры только к 2014 году.

Пока же проблему решили просто: тем, у кого государственная аккредитация заканчивается, консорциум продлил ее без каких-либо проверок – автоматически. «У нас на это есть все основания, – говорит Наталья Евтихиева, – поскольку все программы МВА перед аккредитацией в Минобрнауки проходили оценку экспертного совета МВА, а он на 99% состоял из членов РАБО». Такую экспресс-аккредитацию буквально на днях получили 54 образовательных учреждения. Настоящая, по всем правилам, процедура оценки начнется после 2014 года.

Невозможность выдавать государственные дипломы опрошенных экспертов не пугает. «Факт наличия такого диплома никогда не являлся приоритетным при выборе нашего института как площадки для получения МВА, – замечает директор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. – Будущие слушатели ставили этот критерий на 8–9-е места, отдавая первые три места бренду, рекомендациям выпускников и профессиональной команде преподавателей.

«Это будет потерей, скорее, для малоизвестных школ, для которых такой диплом и низкие цены были единственным средством привлечь клиентов, – замечает Яна Клементовичус. – Известные вузы и бизнес-школы, к которым относится и ВЭШ, будут бороться за слушателей на уровне брендов».

Ничего страшного не видит в отмене госдипломов и Александр Ходчек, руководитель Высшей школы экономики в Петербурге. «Никто не пойдет учиться в непонятную структуру только из-за низких цен, – говорит он. – Известные бизнес-школы никуда не денутся, а вот новым будет нелегко, потому что спрос на МВА оставляет желать лучшего. Другое дело, что ситуация может стать еще сложнее, ведь после вступления России в ВТО здесь может появится гораздо больше западных бизнес-школ, чем теперь. И цены у них могут быть еще больше».

А вот директор программы МВА Института международного бизнеса и коммуникаций при «Военмехе» Марина Волкова считает, что, пока нет новых стандартов для МВА, есть опасность, что появятся программы-однодневки. «Госаккредитация – это, прежде всего, государственные требования к программе МВА, – уточняет она. – Сюда входит качество литературы, квалификация преподавателей, структура программ, требования к поступающим. Поэтому о влиянии ее отмены можно говорить, только понимая, каким требованиям будут завтра подчиняться существующие программы МВА».

И оказывается, что не дипломы главная проблема. Проблема в появлении разных оценщиков со своими критериями. Нынешний Консорциум делового образования – лишь первая общественная организация. «Конечно, могут появиться и другие, – замечает Наталья Евтихиева. – Это сфера общественного регулирования, и запретить создавать какие-либо новые альянсы никто не может».

Более того, чем активнее будет развиваться рынок дополнительного образования, и конкретно МВА, тем больше будет таких желающих. Тем более что любая аккредитация – это деньги, и отнюдь не символические. А как только появляются деньги, как показывает опыт создания саморегулируемых организаций в других отраслях, общественные объединения появляются как грибы после дождя.

Комментарии Фейсбук Вконтакте