Дорогие знания

Дата публикации 31.01.2011

Большинство специалистов высшего и среднего звена, обучающихся на программах бизнес-образования, считают их стоимость высокой. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного на сайте www.begin.ru. Приемлемой стоимость бизнес-образования является только для 21,84% респондентов, а низкой – для 5,75%.

Эксперты же российского рынка бизнес-образования разошлись во мнении, является ли стоимость российских программ MBA конкурентным преимуществом перед западными и соответствует ли средний уровень цен на российские программы их качеству. 

Как Вы оцениваете стоимость бизнес-образования?

Очень дорого, не соответствует полученным знаниям 32,18%
Дорого, окупить полученные знания трудно, но реально 40,23%
Приемлемо, качественное образование не может быть дешевым 21,84%
Дешево, учитывая, что получаемые знания и опыт бесценны 5,75%

Ипатова Наталия Роальдовна
Зам. директора Института делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ

По моему мнению, средний уровень цен на российские программы MBA вполне соответствует их качеству. Исследование, проведенное на сайте www.Begin.ru, свидетельствует о том, что почти 68% респондентов считают качество полученного МВА-образования адекватным тем деньгам, которые они заплатили. Кроме того, рынок показывает, что число выпускников МВА растет примерно на 10–15% в год.

Это говорит о востребованности данного варианта подготовки управленцев, а также о готовности людей платить за программу запрашиваемую бизнес-школами цену. Кроме того, с моей точки зрения, слушатели программ МВА приобретают не только знания, умения и навыки, но и профессиональные связи, что является одним из основных активов любого бизнеса.

С моей точки зрения, уровень цен на российские программы является их конкурентным преимуществом перед западными (если не брать в расчет «Сколково»). Стоимость российских программ в среднем в 2–2,5 раза ниже зарубежных. И это стоимость только учебы. Если посчитать полную стоимость обучения, включая проживание-питание-дороги и пр., то цифра становится еще более впечатляющая. При этом никак нельзя сказать, что качество российских МВА-программ в 2–2,5 раза хуже программ зарубежных. То соотношение «цена-качество», которое сложилось на сегодняшний день на российском рынке, делает российские программы вполне конкурентоспособными, что подтверждается цифрами: на сегодняшний день количество россиян – выпускников российских и зарубежных МВА-программ практически сравнялось.

Виханский Олег Самуилович
Декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова

В данном контексте невозможно говорить о среднем уровне цен на различные программы, поскольку разброс российских программ МВА по качеству и стоимости огромен. Среди них есть как абсолютно некачественные программы, так и программы высокого качества. Мы не можем говорить о некоторой однородности российских программ МВА.

При этом для программ нижнего уровня их стоимость часто является чрезмерно высокой, если оценивать ее относительно цен на программы МВА мировых рынков; для хороших же российских программ цена часто оказывается ниже той стоимости, которую имеют мировые аналоги данных программ, соответствующие российским программам по уровню качества. То есть качественные программы МВА у нас имеют цену ниже того уровня, который мог бы быть установлен.

На данный момент в области российских программ МВА существует интересная тенденция: падает уровень студентов, приходящих на российские программы, по сравнению с теми, кто обучался еще 5–6 лет назад. И связано это с тем, что сейчас пришло новое поколение менеджеров – знающих английский язык. Еще некоторое время назад английский язык был барьером для студентов, которые вполне могли бы получать бизнес-образование на Западе, имея достаточно средств для этого и соответствуя уровню западных бизнес-школ по своему социальному статусу и профессиональному опыту.

Таким образом, конкурентным преимуществом российских программ МВА перед их западными аналогами был язык, на котором проходит обучение, – русский. На данный момент это конкурентное преимущество утрачено, поскольку пришло другое поколение менеджеров. Хорошие студенты сейчас уезжают за границу, и качество студентов, приходящих на российские программы, снижается.

Важно понимать, что в данном случае низкая цена на программы не является существенным фактором привлечения хороших студентов, поэтому она не может составлять какого-либо конкурентного преимущества для российских  программ МВА.

Сапрыкин Игорь Викторович
Директор Центра «
Бизнес и маркетинг» РАНХиГС при Президенте РФ

Средний уровень цен, составляющий для программ МВА величины порядка 500–600 тыс. рублей за 2 года, не всегда соответствует качеству их содержания и реализации.

На некоторых программах МВА по-прежнему преобладает практика приглашения в основном штатных преподавателей вуза, работающих со слушателями программ МВА, практически по тем же материалам, что и со студентами, получающими высшее образование на дневных и вечерних отделениях, или специалистами, проходящими профессиональную переподготовку и повышение квалификации. На таких программах, как правило, теория существенно преобладает над практикой, бывает, что осознанно не поощряются интерактивные обсуждения преподавателя со слушателями актуальных проблем развития современного бизнеса, отсутствуют практические занятия по решению актуальных бизнес-кейсов и разработке слушателями исследовательских бизнес-проектов.

По моему мнению, только развитие творческого и научного-исследовательского потенциала преподавательского состава программ МВА, а также установление и развитие руководством бизнес-школы долгосрочных партнерских отношений с ведущими российскими компаниями с использованием их возможностей при реализации учебного процесса в перспективе позволит современной программе МВА достичь высокого качественного уровня и оправдать действующую ныне стоимость программ.

Кстати, уже сейчас есть такие программы МВА (к ним, в частности, относится и программа МВА «Маркетинг» РАНХиГС при Президенте РФ), которые готовы предлагать обучение по ценам ниже рыночных, одновременно обеспечивая высокое качество обучения. И это стало возможным благодаря использованию такого фактора, как вовлечение преподавателей и слушателей в научно-исследовательскую и консалтинговую деятельность, основанную на использовании реальных примеров деятельности современных компаний, конкретных бизнес-проектах и актуальных бизнес-кейсах.

Кроме того, с одной стороны, у подобных российских программ уже есть четкое понимание того, что в настоящее, кризисное, время не каждый современный руководитель среднего звена управления способен быстро изыскать и аккумулировать свободные денежные средства в таком размере.

С другой стороны, подобные российские программы вполне осознанно и целенаправленно приглашают к преподаванию и к проведению мастер-классов тех руководителей ведущих компаний, для которых финансовая заинтересованность в проведении занятий не является определяющей.
Абсолютно убежден, что привлечение руководителей ведущих компаний к проведению практических занятий и к организации выездных занятий в их офисах, использование личных связей руководства бизнес-школы и партнерских отношений с представителями бизнеса и наиболее успешными выпускниками программ МВА позволяет значительно минимизировать все основные затраты на реализацию программы МВА.

По моему мнению, конкурентным преимуществом уровень цен российских программ МВА перед стоимостью западных программ абсолютно не является.

Главным критерием успешности обучения слушателя является все-таки не общепринятое внимание к увеличению его заработной платы и наличию карьерного роста по окончании обучения, а эффективность обучения слушателя программы МВА и минимальное время, затраченное им на получение максимума актуальных знаний для успешного ведения бизнеса в современной компании.

Считаю, что уровень подготовки слушателей в европейских и американских бизнес-школах в настоящее время несколько выше уровня подготовки слушателей российских программ за счет использования в процессе обучения всех новейших достижений мировой экономики, актуальных бизнес-кейсов, предлагаемых и разбираемых со слушателями их создателями – практиками реального бизнеса.

Но уверен, что в перспективе, если каждый выпускник российской программы МВА, анализируя эффективность своего обучения в бизнес-школе, сможет отметить явное положительное изменение динамики соотношения поставленных и выполненных им бизнес-задач, заметит значительное увеличение скорости достижения поставленной цели и получения конечного результата по сравнению со своими коллегами, почувствует уверенность в своих силах при решении задач, кажущихся другим невыполнимыми, т.е. сможет оценить, насколько хорошо он делает то, что ранее никогда не делал, то только тогда можно говорить об успешности прохождения его обучения на программе МВА. Ну а далее уже можно анализировать следствие этого – рост личной эффективности деятельности слушателя, а именно повышение заработной платы и карьерный рост.

В то же время, с повышением уровня развития нашей экономики и ростом благосостояния современных руководителей среднего звена управления можно говорить и об изменении стоимости обучения на российских программах МВА.

Комментарии Фейсбук Вконтакте