Дистанционное образование ждет взлет

Дата публикации 21.02.2012

Госдума во втором чтении приняла законопроект о студенческих советах в вузах, а также законопроект об электронном обучении.

Законопроектом вводятся такие новые понятия, как «электронное обучение», «информационная образовательная среда», а также устанавливается право образовательного учреждения на использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий во всех реализуемых им образовательных программах при всех формах обучения. Кроме того, законопроектом в структуру федеральных стандартов включаются требования о создании условий, обеспечивающих использование электронного обучения.

Эксперты считают, что принятие закона даст импульс развитию дистанционного образования, которое в России пока представлено слабо. «Дистанционное образование еще не достигло в России такого же уровня популярности, как в Европе и США, – объясняет Алена Салахова, руководитель направления маркетинга и продажи компании Michael Page International. – У нас можно говорить чаще всего о двух вариантах такого образования: изучение английского языка в онлайн-классах со студентами из разных стран и получение бизнес-образования при помощи интернет-ресурсов и соответствующих курсов».

По данным исследований РБК и компании WebSoft, в ближайшие годы рост рынка бизнес-образования в России составит 20–25%. При сохранении этого прогноза в 2012 году денежный объем рынка дистанционного бизнес-образования может составить 1,7 млрд руб. По мнению директора по развитию компании Begin Group Михаила Каптюга, в нашей стране дистанционное образование особенно востребовано в силу расстояний.

«Чаще всего люди выбирают дистанционное образование как более экономичное с точки зрения денег и времени, – считает Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru. – ДО гораздо дешевле, чем очное, и студенту не нужно тратить время на дорогу в университет. Однако у такого образования есть и ряд минусов – как правило, у студентов, обучающихся дистанционно, нет должного контроля и мотивации».

«Еще одним значительным минусом дистанционного образования является отсутствие общения студентов между собой, – отмечает менеджер по маркетингу и веб-кадровой компании Michael Page International Хишам Нуху. – Ведь во время очного обучения завязываются полезные знакомства, обсуждаются совместные проекты, студенты MBA имеют возможность среди своих сокурсников найти партнеров, инвесторов и узнать больше о конкурентах».

Михаил Каптюг считает, что пока работодатели достаточно настороженно относятся к специалистам, обучавшимся дистанционно, в основном из-за молодости российского дистанционного образования. По словам эксперта, сейчас работодатель охотнее возьмет человека, получившего традиционный диплом.

По мнению Михаила Жукова, гендиректора HeadHunter, технологии, применяемые в российском дистанционном образовании, вполне современные, но вот уровень их использования и техническая грамотность тех, кто их применяет, оставляет желать лучшего.

Еще одна проблема ДО, по мнению Михаила Жукова, в том, что большинство наших преподавателей не подготовлены к такому формату работы: «Реализация таких IT-проектов невозможна без привлечения опытных менеджеров и специалистов по продвижению новых методов обучения».

По словам Михаила Каптюга, конкуренция на рынке ДО достаточно высокая – в этом сегменте есть как государственные, так и негосударственные вузы.

«Чтобы выжить в условиях конкуренции, вузы стараются повысить качество образования и снизить издержки. В дистанционном образовании есть очень хороший способ снижения издержек – привлечение неограниченного количества студентов, – объясняет Михаил Каптюг. – Зарплата лектора будет одинаковой, если его будут слушать дистанционно 10 человек или 10 тысяч. В России есть вузы, которые «вещают» лекции одновременно на несколько тысяч человек по всей стране.

Таким образом, затраты на единицу контента одинаковы и издержки практически не растут в зависимости от того, сколько человек этот контент получают».

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте