Бизнес на стаже

Дата публикации 24.08.2010

Cколько лет, по Вашему мнению, должен составлять опыт управленческой деятельности для получения бизнес-образования?

1 год

8,5%

2 года

17,1%

От 3 до 5 лет

41,5%

Более 5 лет

15,8%

Опыт не требуется

17,1%

В опросе приняли участие 82 посетителя сайта www.begin.ru.

Основная часть посетителей сайта, принявших участие в опросе (41,5%), полагает, что опыт управленческой деятельности, необходимый для получения бизнес-образования, должен составлять 3–5 лет. При этом более четверти участников опроса (25,6%) считают, что 1–2 летний стаж в управлении вполне достаточен для того, чтобы дополнительное бизнес-образование оказалось эффективным, а 17,1% участников придерживаются точки зрения, согласно которой наличие опыта в управлении не является обязательным условием и требованием для получения бизнес-образования. Стаж управленческой деятельности более 5 лет является оптимальным для прохождения дополнительного бизнес-обучения по мнению 15,8% участников опроса.

Таким образом, большинство посетителей сайта, принявших участие в опросе, являются сторонниками «послеопытного (post-experience)» бизнес-образования, предполагающего ориентацию бизнес-школ на слушателей, имеющих определенный стаж управленческой деятельности. При этом актуальным для участников опроса является и «доопытное (pre-experience)» бизнес-образование, ориентированное на слушателей, не имеющих практического опыта в управлении. Присутствие значительного числа сторонников как «доопытного», так и «послеопытного» образования среди потенциальных слушателей бизнес-школ, наряду со значительным разбросом мнений в отношении стажа управленческой деятельности, оптимального для получения бизнес-образования, свидетельствуют о важности учета критерия наличия опыта в управлении, как для бизнес-школ при выборе стратегии позиционирования на рынке, так и для потенциальных слушателей, осуществляющих выбор школы бизнеса или образовательной программы для собственного обучения.

Комментарии экспертов


Тазов Юрий Анатольевич, директор по маркетингу, президент Российской лиги МВА

Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

Хотя в составе учебных групп на программах МВА ведущих российских бизнес-школ менеджеров без управленческого опыта итак немного (10–15%), мне представляется, что для эффективного обучения на МВА нужно иметь не менее 2–3 лет управленческого стажа. При этом, необязательно возглавлять компанию, достаточно руководить департаментом, отделом, группой. Если мы провозглашаем, что МВА готовит управленцев и делает это с опорой на их практический опыт, то должны установить требования по управленческому опыту. Это пойдет на пользу всем, поскольку поднимет качественную планку занятий и приведет к более интересному составу учебных групп. Вообще, на критику отечественного МВА со стороны масс-медиа, которая сейчас распространилась повсеместно, мы должны отвечать только повышением качества образовательного процесса. В частности, ужесточением входных требований. Введение требования наличия управленческого опыта - одно из них.

Согласно данным весеннего набора текущего года, среди поступивших в ВШМБ АНХ основную долю (44%) составили слушатели, имеющие опыт управленческой деятельности от 3 до 10 лет, доля слушателей, для которых опыт в управлении не превышает 3 лет – 35%. Наиболее опытные менеджеры с опытом 10-15 лет и выше составили 14% от общего числа поступивших, а слушатели без управленческого опыта – 7%. В течение последних пяти лет в нашу бизнес-школу поступают все более молодые менеджеры, эта тенденция характерна для всех бизнес-школ. Соответственно, сокращается и средняя величина управленческого стажа, которым обладают слушатели.



Павлов Дмитрий Леонидович, директор по развитию и внешним связям

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

Если говорить о дополнительном бизнес-образовании (а не о первом высшем образовании в области менеджмента), то, очевидно, что, чем продолжительнее, глубже и уникальнее управленческий опыт слушателя, тем короче и органичнее будет путь от восприятия предлагаемого материала к его творческой переработке, адаптации к отраслевой ситуации и приоритетным задачам организации, в которой работает слушатель, применению новых знаний, умений и навыков на практике.

Для слушателей программ Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) в отношении опыта управленческой деятельности в кризисный и посткризисный периоды наблюдается некая «поляризация» – выпадение «классического среднего звена». Среди слушателей увеличилась доля имеющих незначительный управленческий опыт (или не обладающих таковым), а также тех, кто, напротив, к моменту поступления на обучение уже приобрел серьезный опыт в бизнесе. Эта тенденция объяснима: первые инвестировали в образование, не имея возможности найти работу, которая бы их устроила, стараясь не терять времени даром, они шли учиться (в большинстве своем – на семейные сбережения или на деньги родителей: family money); вторые – достаточно ровно и устойчиво проходили кризис, имели средства на развитие, сохраняли мотивацию к обучению.


 

И.И. Дюков, Стокгольмская школа экономики в России

Игорь Иванович Дюков, директор по дипломному проектированию
Стокгольмская школа экономики в России (SSE Russia)

Для получения бизнес-образования наличие опыта управленческой деятельности является необходимым и обязательным, так как основы бизнес-образования на сознание, не затронутое опытом собственной управленческой практики, лягут лишь частично. Дело в том, что в процессе обучения знания передаются не только от преподавателя к слушателю, но также и в направлении от слушателя к слушателю. Обмен опытом в ходе общения с сокурсниками является важным аспектом бизнес-обучения. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты наших исследований, регулярно проводимых с поступившими на обучение в Стокгольмскую школу экономики в России – наиболее важными факторами, от которых, по оценкам слушателей, зависит эффективность обучения, являются уровень подготовки преподавателей и опыт практической деятельности одногруппников. Именно эти два фактора делят между собой первое и второе места по значимости для слушателей.

На мой взгляд, опыт управленческой деятельности, необходимый для бизнес-обучения, должен составлять не менее трех лет – этот срок требуется для приобретения минимального управленческого опыта. При этом оптимальным является опыт управленческой деятельности от пяти лет и выше. За этот срок возможно приобрести необходимый элементарный багаж для дальнейшего инвестирования в управленческие бизнес-проекты.
Наличие опыта  управленческой деятельности не менее пяти лет является обязательным требованием к  поступающим на обучение в Стокгольмскую школу экономики в России, при этом бизнес-школа лишь в исключительных случаях идет на уступки. У большинства слушателей программ бизнес-школы опыт управленческой деятельности превышает 5 лет.

Комментарии Фейсбук Вконтакте