Без государства: как устроена общественная аккредитация бизнес-школ

Дата публикации 05.02.2014

Что такое негосударственная аккредитация? Как она организована? Об этом участникам Сообщества E-xecutive.ru рассказывает руководитель экспертных групп, проведших первую общественную аккредитацию, заместитель директора по маркетингу Высшей школы бизнеса Государственного университета управления Юлия Тюльга.

E-xecutive.ru: Какие документы послужили правовой основой аккредитации?

Юлия Тюльга: Пакет документов, разработанный Консорциумом по развитию делового образования и одобренный Национальным аккредитационным советом делового образования. В состав пакета входили: Положение о Национальной российской общественной аккредитации программ дополнительного профессионального образования; порядок прохождения аккредитации программ уровня МВА; Методические указания по проведению самостоятельной аудиторской проверки и составлению отчета.

В числе первых аккредитацию прошли Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) и Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Процесс их аккредитации начался в декабре 2013 года и завершился в январе 2014 года.

E-xecutive.ru: Вы аккредитовали программы или всю школу целиком?

Ю.Т.: Мы аккредитовали программы, заявленные школами.

E-xecutive.ru: Кто входил в состав экспертных групп?

Ю.Т.: Национальный аккредитационный совет создал две экспертные группы, одна из которых занималась аккредитацией Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС, другая – Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В состав экспертных групп входили представители бизнеса, московской бизнес-школы и регионального университета, представитель международного наблюдательного совета Национального аккредитационного совета делового образования, а также наблюдатели от медиа.

 

Состав экспертных групп

 

МИРБИС

ИБДА РАНХиГС

Руководитель группы

Юлия Тюльга, заместитель директора по маркетингу Высшей школы бизнеса Государственного университета управления

Представитель

   

Бизнеса

Геннадий Свердлов, генеральный директор Центра коучинга и консалтинга «Доктум»

Алексей Сафронов, генеральный директор Агентства интегральных маркетинговых коммуникаций Elefante

Московской бизнес-школы

Ольга Козлова, директор учебного центра менеджмента Высшей школы бизнеса Государственного университета управления

Юлия Николаева, директор центра вечерних и модульных программ Международной школы бизнеса Финансового университета

Региона

Марина Безуглова, руководитель Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и переподготовки Дальневосточного Федерального университета (Владивосток)

Мария Кустова, координатор президентской программы Пермского национального исследовательского политехнического университета

Международного наблюдательного совета НАСДОБР

Лариса Карташова, профессор, декан факультета «Плехановская школа бизнеса Integral» Российского экономического университета им. Плеханова, член международного наблюдательного совета по аккредитации АМВА International

E-xecutive.ru: В чем состояла задача международного наблюдателя?

Ю.Т.: Пакет документов, о котором я рассказала, был создан с учетом опыта зарубежных профессиональных ассоциаций бизнес-образования, в частности AMBA International (Association of MBA). Профессор Лариса Карташова, декан факультета «Плехановская школа бизнеса Integral» Российского экономического университета им. Плеханова, член международного наблюдательного совета по аккредитации АМВА International, член международного совета НАСДОБР, отслеживала, насколько наши аккредитационные процедуры соответствуют международной практике.

E-xecutive.ru: У нее были замечания, касавшиеся работы экспертных групп?

Ю.Т.: Нет.

E-xecutive.ru: Как школы готовились к аккредитации?

Ю.Т.: Первый шаг – самостоятельная проверка. Школы провели аудит и выложили отчеты в так называемые «штабные комнаты» – кабинеты, в которых работали экспертные группы. В этих помещениях также были собраны учебные планы, описание программ, информация о преподавателях и выпускниках, статистические данные о работе школы. Члены экспертных групп изучили эти досье, и это был второй шаг аккредитационного процесса. После этого проводились интервью с руководителями школ, кураторами направлений, преподавателями , студентами и партнерами школ – это был третий шаг.

E-xecutive.ru: Деканы могли влиять на членов экспертных групп с целью создать «правильное» впечатление о своей школе?

Ю.Т.: На нашей встрече со слушателями, выпускниками и партнерами МИРБИС руководители бизнес-школы присутствовали, хотя и не стремились оказать влияние на аудиторию. В ИБДА РАНХиГС мы попросили руководителей дать нам возможность общаться с выпускниками, слушателями и партнерами самостоятельно и к нашей просьбе отнеслись с пониманием. В обеих школах во время работы в «штабной комнате» и в течение кофе-брейков члены экспертных групп сами выбирали себе собеседников, никакой опеки со стороны деканов не было.

E-xecutive.ru: На что вы обращали внимание, когда изучали документы, представленные в «штабной комнате»?

Ю.Т.: На релевантность, практичность, применимость, на связанность друг с другом, на отсутствие противоречий… Нас интересовали содержание и структура учебных программ, их актуальность, состояние образовательного процесса, контроль качества… В состав экспертных групп входили люди, которые много лет занимаются организацией учебного процесса в бизнес-школах, и которые без труда могли бы найти «липовые» документы, описывающие несуществующие явления, если бы таковые материалы находились в представленных досье. Но подобных материалов в досье не было.

E-xecutive.ru: О чем вы спрашивали преподавателей и выпускников?

Ю.Т.: В ходе интервью и групповых встреч мы перепроверяли информацию, представленную в досье: необходимо было убедиться в том, что преподаватели, слушатели и выпускники подтверждают картину, представленную в досье.

E-xecutive.ru: Вы нашли расхождения между картиной, представленной в документах, и мнениями преподавателей и выпускников?

Ю.Т.: Системных противоречий не было. Расхождения, которые мы могли заметить, касались собственного – авторского – взгляда преподавателя или выпускника на то или иное явление, будь то антикризисный менеджмент, технологии маркетинга, лидерство или иные предметы программы.

E-xecutive.ru: Вы проверяли знания выпускников?

Ю.Т.: У членов экспертных групп не было задачи проводить экзамены. На встречах с выпускниками, а это был самый живой, раскованный, эмоциональный этап всего аккредитационного процесса, мы интересовались прежде всего тем, как изменилась жизнь после защиты дипломного проекта. Я считаю, что ответы «Открыл компанию», «Привлек инвестиции», «Удачно продал бизнес», «Создал бренд» говорят о качестве обучения гораздо больше, чем результаты экзаменов.

E-xecutive.ru: Чем завершилась работа экспертной группы в школе?

Ю.Т.: После того, как мы изучили досье и провели все встречи, члены экспертных групп за закрытыми дверями обсудили впечатления. Затем руководитель группы написал экспертное заключение и справку по результатам проверки, отправил материалы на ознакомление членам экспертной группы, внес их поправки и переслал документы аккредитуемым школам. 17 января 2014 года эти результаты утвердили Президиум и Ректорский совет Национального аккредитационного совета делового образования. Таким образом, обе бизнес-школы получили аккредитацию заявленных программ без каких-либо условий и отсрочек сроком на 5 лет.

Комментарии Фейсбук Вконтакте