71% выпускников не представляют, в каких областях бизнеса хотели бы работать

Дата публикации 01.04.2015

Больше половины старшеклассников (62%) понимают, чем хотели бы заниматься в жизни, при этом 71% из них элементарно не смогли ответить на вопрос, в каких направлениях бизнеса и сферах эти профессии существуют. К таким выводам пришли специалисты компании PROekt PRO, организовавшие 14 марта молодежный форум «Старт карьеры». В ходе его было опрошено 234 учащихся старших классов и 66 студентов первых курсов.

Без понятия

В число самых популярных у тинейджеров профессий попали программисты, маркетологи, экономисты, логисты, журналисты, учителя и переводчики. Также школьники хотели бы работать менеджерами, банкирами, инженерами, фермерами, дизайнерами, художниками-иллюстраторами, продавцами, юристами, психиатрами, финансистами, комментаторами, адвокатами, тренерами, поварами-кондитерами, актерами, врачами, архитекторами и т. д.
О том, какие перспективы может дать та или иная профессия, респонденты, затруднившись назвать конкретные преимущества, отвечали, как правило, одним словом: «большие». Студенты оказались более осведомленными и рассказывали о специфике профессии в зависимости от отрасли, среднем уровне зарплаты, называли ступени возможной карьеры.
Из тех школьников, кто указал в опросе и профессию своей мечты, и сферу деятельности, в которой эта профессия может быть применима, почти никто не смог определиться с тем, какой ему при этом нужно окончить вуз. Та же картина получилась, когда респонденты попытались назвать личностные качества, необходимые для работы в желаемой профессии. Старшеклассники вспоминали в основном те, которые чаще ценятся учителями в школе: усидчивость, внимательность, ответственность, честность, активность и т. д.

Требования ужесточатся

«Через 10–15 лет на рынок выйдет поколение, которое родилось после 1995 г. и сильно отличается от нас с вами, – полагает Марина Алексеева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». – Многие из этих ребят еще в школе хотят учиться выбранной профессии, а не ждать института. Хотят не просто работать, а менять мир в лучшую сторону. Наконец, деньги для них являются значимым фактором, и с этим всем придется считаться».
Считаться, впрочем, придется не только работодателям, но и самим молодым людям. «Если сейчас для многих компаний, работающих в рознице, поиск кандидата, готового к переезду в другой город, – это целая головная боль, то через 6–7 лет требования к мобильности будут гораздо жестче, – предупреждает Мария Алексеева, менеджер по подбору персонала компании OBI в России. – Уже сейчас во многих сетях действует правило: человек не сможет карьерно расти в Москве, не поработав прежде директором магазина в другом регионе». Второе, на что следует обратить внимание будущим соискателям, – это необходимость получать профессиональное образование от компании, еще будучи студентом, продолжает Алексеева.
«Раньше, когда мы только начинали проводить олимпиады среди старшеклассников, то выбирали школы с математическим уклоном, – рассказывает Ирина Первышина, директор по персоналу ОКБ им. Сухого. – Потом заработало «сарафанное радио»: о нашей программе узнавали через интернет и друг от друга». По ее словам, сегодня в олимпиаде, по результатам которой дети отбираются для учебы на пяти факультетах Московского авиационного института, а в дальнейшем и для работы в ОКБ им. Сухого, может принять участие любой желающий. «Но мы обращаем внимание на успеваемость ученика – его оценки по таким предметам, как математика, физика, химия», – говорит Первышина.
На подготовку по базовым профильным предметам смотрят и в компании «Северсталь». «Правда, это уже вузовские дисциплины, такие, как материаловедение, технология металлургического производства, общие принципы работы оборудования и проведения ремонтных работ, правила безопасного ведения работ, общие законы физики и химии», – перечисляет Анна Бутова, руководитель работы со студентами и молодыми специалистами компании «Северсталь». Из новых требований здесь выделяют IT-грамотность. «Сейчас даже самые простые рабочие места оборудованы программными комплексами, – поясняет Бутова. – Например, в работу электрослесаря могут входить задачи, связанные с программированием».

Универсальные навыки

«Если ранее диджитал-опыт был требованием к узкому кругу людей, работающих только в диджитал-агентствах, то теперь он является необходимым условием работы для всех специалистов творческого направления в нашей группе компаний, – говорит Марина Швоева, директор по персоналу компании BBDO. – Вдобавок на собеседованиях увеличилось количество вопросов про любимые приложения кандидатов, наличие или отсутствие профилей в соцсетях, членство в профессиональных группах и т. д. Реклама все больше и больше проникает в интернет, и плох тот специалист в области маркетинговых коммуникаций, которого не особо интересует этот тренд».
Есть и универсальные бизнес-навыки, которые важны в любой профессии независимо от отрасли: «ориентация на результат», «работа в команде», «эмоциональный интеллект», «управление временем», «умение влиять», «навыки презентации» и др., перечисляет Юлия Пасс, организатор форума «Старт карьеры»: «И эти навыки у молодежи тоже необходимо развивать».

Доступная информация

Молодые люди уже сейчас должны понимать, в какой сфере они хотят работать и какой вуз выбрать, чтобы обучиться на кафедре конкретного работодателя, убеждена Алексеева из OBI. По ее словам, школьников на этот счет просвещают пока лишь крупные компании и работающие на рынке монополии («Газпром», «Росатом» и т. д.). Но постепенно этим начинают заниматься и другие работодатели. Лет через шесть-семь дети будут иметь более четкие представления о том, куда лучше пойти учиться, чтобы не просто получить образование, но и не остаться после выпуска без работы, замечает Алексеева.
«Мы за то, чтобы в Москве было больше молодежных образовательных мероприятий, которые формируют свободу выбора и осознанный подход к построению своего будущего», – отметила Мария Уварова, генеральный директор DI Telegraph, партнер форума «Старт карьеры».
«Ни одна разовая акция не решает всех проблем, – заявил на встрече с журналистами в преддверии II Московского международного салона образования (ММСО-2015) Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки. – Для того чтобы люди знали, нужно несколько составляющих. Первое: люди должны хотеть знать. А это еще большой вопрос, что они хотят знать. Второе: информации уже более чем достаточно. Она опубликована, есть на сайте Министерства образования. Третье: информация должна быть не только доступна, она должна быть понятна детям и родителям».   

Источник: Ведомости.

Комментарии Фейсбук Вконтакте