Женщины в бизнес-школе

Дата публикации 29.10.2010

В 70-х годах XX века женщины составляли только 10% студентов программ МВА. С того времени количество представительниц прекрасного пола в бизнес-школах возросло, однако оно едва ли превышает 30%. Даже Stern School of Business при New York University, школа с самым большим числом женщин-студентов, не может преодолеть порог в 40%.

Цифры вызывают удивление, особенно по сравнению с юридическими школами, где доля студентов-женщин составляет 47%, или медицинскими - 49%. Что удерживает представительниц прекрасного пола от получения образования в области бизнеса? Годами на этот вопрос давали упрощенный и некорректный ответ: математика. На самом деле, все гораздо сложнее.

Почему женщины не участвуют в программах МВА?

В 2000 году University of Michigan Business School, Центр образования женщин при University of Michigan совместно с компанией Catalyst, Inc. провели первое крупное исследование вопроса, почему женщины не идут в бизнес-школы.

Оказалось, что главной причиной является отсутствие образцов для подражания. Среди других причин называют несовместимость с семейной жизнью и незаинтересованность работодателей. Многие женщины признались, что чувствуют себя лишними в чрезмерно агрессивной и конкурентной атмосфере.

Фонд Forte Foundation, консорциум крупных корпораций и ведущих бизнес школ, основанный вскоре после исследования 2000 года, продолжил выяснять, почему бизнес-школы пользуются у женщин меньшей популярностью, чем юридические или медицинские учебные заведения. Проведя ряд опросов, исследователи пришли к выводу, что женщины строили бы карьеру в бизнесе охотнее, если бы больше знали о такой возможности во время учебы в колледже.
28% участников опросов Forte Foundation, окончивших программу МВА, приняли решение о поступлении в бизнес-школу во время обучения в колледже. 20% поставили себе такую цель в старших классах. По мнению Forte Foundation, необходимо, чтобы мотивация построить карьеру в бизнесе появилась у представительниц прекрасного пола еще на ранних этапах образования.

Разбивая стереотипы

Бизнес-школы прилагают немало усилий, чтобы привлечь больше женщин и привнести больше разнообразия в свои программы. Среди школ, добившихся успеха в этом направлении, можно назвать Babson College, где количество студентов-женщин составляет 37%. Приемная комиссия Babson поддерживает связь с женщинами, которые проявили интерес к программе МВА, приглашает их посетить кампус, знакомит со своими студентками.

Другие ведущие школы, например Chicago Booth School of Business, Stern School of Business и Kellogg School of Management, специально для потенциальных кандидаток проводят дискуссии, круглые столы, обеды и другие мероприятия. Многие бизнес-школы, в том числе Columbia, стараются нанимать больше преподавателей-женщин и ставят их во главе студенческих клубов, газет и других объединений на кампусе.

Проблемы во всей сфере

Хотя число женщин-студентов бизнес-школ растет, их небольшое количество по сравнению с количеством мужчин не ограничивается программами МВА. Очевидно, что гендерное неравенство пронизывает всю сферу бизнеса.

Женщины составляют лишь 3% в списке 500 лучших исполнительных директоров журнала Fortune и меньше 14% в рейтинге членов правления ведущих компаний по всему миру. Представительницы прекрасного пола, получившие степень МВА, уступают мужчинам и в карьерном росте, и в зарплате.

Согласно последнему докладу Catalyst Inc., на первом месте работы после получения МВА женщины зарабатывают на $4600 меньше, чем мужчины. Женщин чаще берут на испытательный срок, их реже повышают до уровня исполнительного директора или топ-менеджера.

По мнению Catalyst Inc., дело не в разных ожиданиях или детях – если в исследовании участвовали мужчины и женщины, целью которых было достичь уровня СЕО или топ-менеджера, или мужчины и женщины, у которых нет детей, результаты оставались такими же. Гендерное неравенство оно такое - гендерное неравенство.

Чтобы поощрить женщин сойти с традиционного профессионального пути и начать строить карьеру в бизнесе, необходимо, чтобы и школы, и компании признали существующую проблему, вместе боролись с систематическими проявлениями гендерной дискриминации и помогали талантливым женщинам достигать поставленных целей в сфере бизнеса.

Комментарии Фейсбук Вконтакте