Поступление в школу MBA за рубежом: советы начинающим

Дата публикации

Сообщение о зачислении в бизнес-школу не может не вызвать радостных эмоций, тем более что приходит оно зачастую совершенно неожиданно. Приемная комиссия собирает сведения о соискателе, получает результаты экзаменов и наконец принимает решение. Просматривая свой электронный почтовый ящик, можно обнаружить в нем приятный сюрприз — предложение пройти курс МВА в одном из выбранных учебных заведений. Когда эйфория от долгожданной новости пройдет, стоит внимательно прочесть условия, прежде чем дать согласие (в виде специальной формы, которую необходимо подписать и отослать обратно). 

Формальности

Во-первых, для зачисления иногда дополнительно требуют, например, повысить балл за экзамены, предоставить оригиналы документов и т. д. Во-вторых, следует провести ревизию собственных финансовых ресурсов — их должно хватить не только на оплату курса, но и на проживание в стране (приблизительную калькуляцию расходов обычно прилагают к письму, или она доступна на сайте). Если для этих целей надо взять кредит, то стоит уточнить, выдадут ли его. Обидно из-за волокиты с получением денег отказаться от обучения, когда уже столько сил потрачено на поступление! К счастью, единовременно вносить полную сумму, как правило, не нужно.
Для ответа на письмо есть две недели. За данное время необходимо рассмотреть альтернативные предложения, спланировать бюджет, еще раз взвесить достоинства и недостатки зарубежного образования, а также учесть все обстоятельства и принять во внимание личные мотивы. Конечно, можно передумать в любой момент, но лучше заранее поставить администрацию бизнес-школы в известность о своем решении. От студента, уже давшего согласие, требуют внесения залоговой суммы. Она гарантирует ему место в группе, вычитается из общей стоимости курса и не подлежит возврату.

Важные моменты

Слишком медлить с раздумьями все же не стоит, особенно если до планируемого отъезда осталось не более трех месяцев, ведь получение долгосрочной студенческой визы — процесс небыстрый.
Студенту высылают официальное письмо о зачислении, оригинал которого понадобится в консульстве. Помимо этого придется подготовить целый пакет документов, в том числе удостоверяющих вашу платежеспособность. Перечень бумаг зависит от страны, его размещают на официальном сайте посольства. Там же можно узнать приемные часы и скачать анкету на нужный тип визы. Причем собирать справки и передавать их в консульство надо самостоятельно — турфирмы в основном специализируются на туристических и рабочих визах, да и требуется личное присутствие абитуриента.
В подготовке бумаг на визу нет ничего сложного. Правда, к этому вопросу стоит подойти с особой тщательностью, ведь малейшая неточность иногда становится поводом для отказа. Документы рассматривают в течение двух месяцев, а ошибки или отсутствие какой-нибудь справки способны затянуть процесс на неопределенный срок.
Еще одна причина поторопиться с принятием решения о поступлении — ограниченное количество мест в общежитии. Современные кампусы при бизнес-школах абсолютно непохожи на знакомые российским студентам комнаты (пружинные койки, текущие краны, тараканы и т. д.). Напротив, помещения чистые, уютные и оснащены всем необходимым, в здании есть даже спортивный комплекс и прачечная. Плюс интересное общение с соседями и совместная подготовка к занятиям гарантированы.
В принципе, можно заранее отказаться от комнаты в кампусе — тогда сотрудники школы помогут подобрать жилье в городе неподалеку от учебных корпусов. Вопрос размещения — дело вкуса, но чаще всего студенты сначала заселяются в общежитие, а потом не спеша подыскивают себе квартиру совместно с кем-нибудь из сокурсников.
Кроме того, перед отъездом нужно позаботиться о здоровье. Прежде всего стоит приобрести медицинскую страховку на весь срок обучения, даже если она не является непременным условием для получения визы. Это гарантирует оказание экстренной помощи в чужой стране, ведь переезд подчас сказывается на самочувствии самым непредсказуемым образом. Также следует узнать, обязательны ли для длительного пребывания в стране какие-нибудь прививки. Надо проконсультироваться с врачом и провести вакцинацию хотя бы ради собственного спокойствия.
Желательно не только пройти полную диспансеризацию, но и взять выписку из истории болезни, причем перевести ее на английский. При бизнес-школе есть врач, и ему будет проще поставить верный диагноз, если вдруг начнутся проблемы со здоровьем. Если студент постоянно принимает лекарства, он должен заранее предупредить об этом сотрудников образовательного учреждения, чтобы они смогли уточнить наличие необходимых медикаментов в стране.
Наконец, главное — в суете не забыть о приобретении билета! Причем с таким расчетом, чтобы приехать за один-два дня до начала занятий и иметь достаточно времени для устройства на новом месте.

Долгие сборы

Итак, все формальности, касающиеся отъезда, улажены, в ящике стола лежит билет в одну сторону, дожидаясь своего часа. Однако последний месяц пребывания дома, несомненно, будет насыщенным. Прежде всего нужно привести в порядок дела, например урегулировать отношения с работодателем, найти человека, который станет забирать прессу из почтового ящика, выплатить кредиты и пр. Нелишне также составить генеральную доверенность на кого-то из близких. Тогда при затоплении квартиры не придется все бросать и срочно вылетать на родину — разбираться с соседями в суде сможет законный представитель. Он же распишется в квитанции, если неожиданно доставят заказанный полгода назад диван, о котором все уже забыли.
Перед тем как приступить непосредственно к сборам, надо составить список вещей первой необходимости. При выборе одежды следует принимать в расчет климат страны и тот факт, что там вещи стоят подчас гораздо дешевле. В большинстве бизнес-школ принят повседневный стиль, но хотя бы один деловой костюм иметь в своем гардеробе нужно.
Из техники пригодятся фотоаппарат и неизменный атрибут студента МВА — ноутбук. Для него можно приобрести набор переходников и наушники с микрофоном, чтобы, установив специальную программу, общаться и ни копейки не платить за разговоры.
Перед началом семестра администрация образовательного учреждения присылает список необходимой литературы. Не стоит покупать книги заранее или сразу по приезде. Это очень дорого, и так поступают лишь те, кто планирует создать собственную библиотеку. А остальные с успехом пользуются услугами школьной. Но вот тетради и ручки вполне можно захватить с собой.
Лучше даже не пытаться упаковать в чемоданы всю обстановку, полный гардероб и стиральную машину в придачу, ведь за каждый килограмм перевеса придется платить! Да и разместить утварь в скромной комнате общежития будет весьма проблематично.
А вот о чем действительно стоит позаботиться, так это о том, чтобы взять с собой водительские права, карту города (и страны), любимую музыку, национальные сувениры (среди них особым уважением за границей пользуется икра) и адрес пункта назначения с подробным описанием маршрута. Тогда путь в новую жизнь окажется легким и приятным.

Комментарии Фейсбук Вконтакте