Особенности электронного обучения в западных университетах

Дата публикации

Постановка вопроса

Большинство западных университетов в настоящее время предоставляют услуги онлайн-обучения преимущественно с использованием веб-интерфейса. На вопрос «Зачем?» самый распространенный ответ таков: «Мы не можем не делать так, как поступают все». Хотя специфика ситуации в каждом конкретном случае влияет на принятие решения, главной причиной может быть нежелание потерять студентов, обучающихся дистанционно. Кроме того, большинство университетов желают выйти на новые образовательные рынки, привлекая тех, кто ранее не рассматривал возможность обучения по университетским программам.
Таким образом, экономические причины доминируют в обосновании e-Learning-проектов. Среди других важных факторов можно назвать улучшение качества и рост эффективности обучения, однако университетам необходимо пройти длинный путь, прежде чем будет достигнут реальный прирост по этим показателям.
В целом все согласны, что инвестиции в e-Learning необходимы. Но окупятся они не сразу. Однако косвенным образом лица, принимающие решения, сравнивают затраты на проект с потенциальной прибылью. Так преподаватели сопоставляют потраченное время и вложенные усилия с возможной оплатой. И получается, что скорость возврата инвестиций влияет на процесс принятия решения, даже если такая задача и не ставится перед вовлеченными в проект лицами.
В этой статье приведен анализ причин внедрения e-Learning-проектов в университетах в контексте общего подхода к управлению инновациями в образовании. Хотя материал сфокусирован на университетских e-Learning-проектах, те же принципы применимы и к школьному обучению.

Инновации и разработка

Повсеместное внедрение в университетах e-Learning-подхода – это такая же инновационная деятельность, как изменение среды обучения. Оба аспекта должны быть приняты во внимание при переходе от традиционной системы к электронной.
Процесс разработки проекта можно разделить на три этапа: соглашения, постановка задач, внедрение. На этапе соглашений все участники согласовывают спецификации и определяют суть разработки. Главными факторами здесь являются состояние внешней среды, культура организации университета, предыдущий опыт внедрения подобных продуктов. Как только достигается соглашение, общие спецификации становятся отправной точкой для создания продуктов и процессов на этапе задач, результатом которого, в свою очередь, являются разработанные продукты и процессы (преимущественно в формате, пригодном для адаптирования на этапе внедрения). Важнейшая особенность данного подхода заключается в определении главных участников на каждом из трех обозначенных этапов, а также лиц, принимающих ключевые решения на основании установленных критериев.
При принятии решения о внедрении электронного обучения должны быть использованы критерии, позволяющие оценить вероятность успеха. На уровне руководства университета этими критериями являются затраты и выгоды от данного проекта, выраженные, например, в показателе возврата вложенных инвестиций (ROI). Однако в большинстве университетов зачастую отсутствуют достоверные данные для расчета подобных показателей и руководство принимает решение, базируясь в основном только на основе веры в успех подобных проектов.

Комментарии Фейсбук Вконтакте