Нужно расширять горизонты. Интревью с Джефри И. Гартеном (Jeffrey E. Garten), деканом Yale School of Management

Дата публикации

Слишком часто слушателей учат на опыте прошлых лет, вместо того чтобы развивать у них способность размышлять о будущем, считает Джефри И. Гартен (Jeffrey E. Garten), декан Yale School of Management.

Через месяц после церемонии вручения дипломов я собираюсь уйти с должности декана бизнес-школы, которую занимал на протяжении 10 лет.

За это время произошло несколько глобальных событий, повлиявших на мое видение будущего бизнес-образования. Среди таких событий я хочу назвать азиатский финансовый кризис, масштабные выступления антиглобалистов в Сиэтле, "мыльный пузырь" интернет-компаний и его последствия, а также серию шокирующих скандалов, подорвавших доверие к финансовым директорам во всем мире.

Если этого было бы недостаточно, можно вспомнить и о пристальном внимании к корпоративному управлению и ужас террористических атак 11 сентября 2001 года. Все это не может не заставить руководителей компаний пересмотреть свои представления о геополитических реалиях современности. Кроме того, стало ясно, что Индия и Китай вносят сегодня фундаментальные изменения в мировой рынок. Все это время мы также наблюдали ускорение процессов масштабных слияний и финансовой интеграции в глобальном масштабе.

В связи с этими событиями меня волнует по крайней мере один вопрос, связанный с формальным бизнес-образованием. Поскольку процессы глобализации наращивают темпы и становятся все сложнее, каким образом бизнес-школы могут улучшить свою работу, чтобы готовить более эффективных лидеров, способных идти в ногу с развитием мирового рынка?

Говоря о программах МВА, меня поражает, сколько профессорско-преподавательских составов расширили рамки своих исследований до глобальных масштабов, сколько школ открыли свои кампусы в других странах или наладили партнерские альянсы со своими коллегами за рубежом.

Тем не менее сделать предстоит еще очень многое. Мне часто кажется, что для некоторых бизнес-школ глобализация остается не более чем последним веянием моды. Им важно, чтобы все видели, как они работают в этом направлении. Чтобы подчеркнуть это, есть несколько верных способов. Например, подставить прилагательное "международный" в название курса по маркетингу или стратегии. Можно постараться привлечь больше студентов из других стран. Подготовить несколько специальных программ для руководителей иностранных компаний. Разработать программы дистанционного обучения для иностранцев. Но в результате слишком часто получается больше дыма, чем реальной пользы.

Все эти действия не несут с собой ничего плохого, но я сомневаюсь, что большинство школ сумели добраться до самой сути вопроса. Вряд ли они действительно смогли понять, что же требуется будущим лидерам глобального бизнеса. Слишком часто слушателей учат на опыте прошлых лет, вместо того чтобы развивать у них способность размышлять о будущем. В условиях стремительно развивающейся глобальной экономики это одна из главных проблем. Фундаментальные вопросы должны становиться темой научных исследований и активного обсуждения в учебных аудиториях.

Например, какой формой и каким строением будет обладать по-настоящему глобальная компания через десять или двадцать лет? Каким образом руководители смогут контролировать свои невероятно разросшиеся компании, в то время как стандарты корпоративного управления требуют от них прямой ответственности, в том числе и судебной, практически за любую деятельность, происходящую внутри организации.

Какие усилия потребуются от компаний для достижения успеха и процветания в странах с развивающейся экономикой? Как показывает практика, в будущем именно развивающиеся рынки станут ареной для активного роста компаний. Но как преодолеть серьезные препятствия политического и культурного плана? В мировом развитии есть и десятки других аспектов, которым уделяется недостаточно внимания в исследованиях и в содержании учебных программ. 

Поднять эти проблемы означало бы поднять вопрос о минимально допустимой длительности программ, дающих слушателям основательное образование в области глобального бизнеса. Существующие требования к содержанию программ МВА очень обширны. Туда входят основы бухгалтерского дела, финансы, стратегия, маркетинг, процессы и организационное поведение, а также важные аспекты этики, управления, предпринимательства и лидерства. Можете считать это ересью, но чтобы в полном объеме постигнуть все это, иногда и двух лет недостаточно. Европейские же программы, рассчитанные на один год, просто не могут справиться с этой задачей. Для серьезного и глубокого бизнес-образования у них слишком мало времени.

Я не знаю, что готовит нам будущее, особенно учитывая то, что большинство слушателей программ МВА стремятся как можно быстрее найти себе работу. Если рынок все же сместится в сторону более кратковременных программ, я не удивлюсь, что МВА превратится в обычную степень, не имеющую особой ценности.

Тем не менее я уверен, что бизнес-школам следует постараться добиться полноты в обучении глобальному лидерству хотя бы тех, кто уже вышел за возрастные рамки традиционных слушателей МВА. И особое внимание нужно обратить на те аспекты, где бизнес и общество пересекаются, становясь взаимозависимыми факторами.

 

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте