Менеджеры 21-го века

Дата публикации

По мере взросления компании ей требуется умение противостоять в конкурентной борьбе, действовать в новых условиях, становиться лидером. Для этого нужны знания и навыки, которые стареют, как только попадают в общедоступные учебники. Каким будет менеджмент XXI века и что нужно предпринять отечественным бизнес-школам, чтобы соответствовать духу времени? Какие программы, какие учебники будут нужны?

Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса (АНХ), президент РАБО:

Я думаю, задача бизнес-образования на ближайшие годы – сделать программы обучения более гибкими: приблизить их к потребителю и не отойти от академизма. В будущем повысится роль консорциумов и сетевых программ. Ситуация, когда в одном учебном заведении можно будет изучать маркетинг, в другом – финансы, в третьем – стратегический менеджмент, станет скоро самой обычной. Возрастет обмен между студентами. И серьезно изменятся технологии обучения. Большое значение приобретет самостоятельная работа слушателя. Менеджмент XXI века будет меняться, и учебные заведения в связи с этим будут постоянно менять свои программы. Мы вводим у себя уже сегодня "Post МВА". Что это за программа? Люди когда-то получили образование у нас, но сегодня им уже этих знаний не хватает. Они приходят снова учиться. И это правильно. Успешный бизнесмен должен так строить свою жизненную стратегию обучения, чтобы четко понимать, каких знаний ему не хватает.

Виктор Орехов, начальник подготовки отдела маркетинга МИМ ЛИНК:

На неразвитых рынках, к которым относится Россия, недостаточно условий для использования самых современных знаний. Сами компании не способны воспринимать такие теории, и их мало смысла применять.  Количество теорий и алгоритмов деятельности так велико, что важно не само их наличие, а умение усвоить и применять их системным образом. Поэтому важную роль играют сегодня методы приобретения соответствующих навыков и их поддержания в актуализированном состоянии. Пример – умение стратегически мыслить становится более важным, чем сами стратегические теории. И дело здесь не в том, чтобы восполнить устаревшие знания или навыки, а в том, чтобы изменить устаревшие стереотипы. А для этого обязательно нужен внешний взгляд, групповая работа, развитые навыки рефлексии, да и просто большое желание и время. Все это значительно проще приобрести в хорошей школе бизнеса. Меньше всего пользы от широко распространенных учебников и преподавателей-ретрансляторов, хотя иногда количество может заменить качество. Причем полная замена программ должна осуществляться раз в 3–5 лет, а апгрейд – ежегодно. Но контингент преподавателей скорее всего будет смягчать эти процессы, поскольку он не может меняться так быстро. Согласно исследованию, проведенному в сообществе менеджеров E-xecutive, традиционные заочные и университетские методы обучения остаются предпочтительными примерно для 7% респондентов. В сфере обучения бизнесменов они будут отмирать наиболее быстрыми темпами. Сейчас быстро развиваются такие современные формы, как тренинги, корпоративное и дистанционное обучение. Дисциплинарный подход становится все более неадекватным для бизнес-образования. На его смену будут приходить системные, интеграционные формы обучения. На смену функциональной парадигме управления будет приходить процессная. Более широко будут использоваться активные методы обучения, причем не только с использованием case study, но и на базе реальных ситуаций. Шире и изощреннее будут использоваться ИТ-технологии.

Комментарии Фейсбук Вконтакте