Уменьшение доли технических дисциплин - ведущая тенденция бизнес-образования

Дата публикации

- Какие интересные тенденции наметились на рынке бизнес-образования за последнее время? Если произошли какие-либо изменения, то как они отразились на конъюнктуре рынка программ МВА?

Прежде всего, стоит сказать о процессе глобализации, затронувшем не только мировую экономику в целом, но и бизнес-образование в частности. Сегодня ведущие бизнес-школы выводят на рынок международные программы МВА, не привязанные географически к той или иной стране или школе. Программы World МВA разделены на блоки, которые в течение, например, года изучаются слушателями в США, Великобритании, Европе, Индии и Китае. Подобная программа дает возможность не только получить академические знания, но и существенно расширить международную базу деловых контактов, познакомиться с бизнес культурой разных континентов, найти будущих партнеров, поставщиков, оценить конкурентов.
Что же касается специализации программ МВА, ставшей популярной несколько лет назад (например, «МВА - стратегический менеджмент», «МВА в нефтяной и газовой промышленности», «МВА в риелторском бизнесе», «МВА – маркетинг» и «МВА – финансы»), то с нашей точки зрения, подобная специализация больше подходит для магистерских программ, в то время как программа МВА уже изначально предполагает развитие навыков управления независимо от сферы деятельности.
Несомненно, все бизнес-школы прислушиваются и к требованиям рынка. Если в 1990-х годах большинство вакансий для выпускников были связаны с областью финансов и маркетинга, то сейчас, в связи с бурным экономическим ростом, требуются менеджеры, способные управлять производством и контролировать логистические потоки компании.
Сравнивая МВА программы пятилетней давности, можно говорить о том, что в прошлое уходит классический формат занятий с разделением на лекции и практические занятия. Командная работа практически вытеснила индивидуальные задания, что способствует формированию лидерских качеств, развитию навыков организации команды и управления ею.
Кроме уже привычной формы решения бизнес-кейсов, программы МВА предлагают различные вариации бизнес-симуляций и деловых игр по управлению предприятием в конкурентной среде, когда, к примеру, группе слушателей («совет директоров») предлагается на управление в течение недели некая компания. Будущие обладатели степени МВА должны продемонстрировать умение оценить отрасль и рынок в целом, проанализировать конкурентов, выбрать способ финансирования, договориться с профсоюзами и т.п. По результатам управления деятельностью компании, финансовым показателям подводятся итоги. Подобные игры и симуляции стали возможны благодаря стремительному развитию мультимедийных технологий.
Другой тенденцией становится уменьшение доли чисто функциональных дисциплин (маркетинг, финансы, логистика). Не стоит рассматривать программу МВА лишь как способ повысить квалификацию в узкой области знаний. Диплом МВА предполагает существенное расширение круга профессиональных компетенций в принципе. Так, например, директор по маркетингу не только и не столько углубит свои знания маркетинга, сколько откроет для себя перспективы управления компанией в целом, научится говорить на одном языке с директорами по финансам, логистики, персоналу.
На программах МВА растет объем интегрирующих междисциплинарных курсов. Навыки управления и умение стратегически мыслить формируются в рамках таких курсов, как «Управление инновациями», «Предпринимательство, «Технологический венчур». Кроме того, если в 1990-х годах в качестве подготовительных курсов (так называемый pre-MBA) приходилось преподавать английский язык и компьютерную грамотность, то сейчас это осталось в прошлом.
Приятно отметить и тот факт, что программы МВА в России привлекают иностранцев. В последние несколько лет мы отмечаем существенное повышение спроса на наши программы МВА со стороны европейцев, американцев, канадцев. С одной стороны, это свидетельствует об определенном качестве программ. С другой – отражает общую тенденцию повышения интереса к быстроразвивающемуся российскому рынку. Около 40% наших слушателей – иностранцы, желающие выстраивать карьеру в транснациональных компаниях, работающих на российском рынке.

- Есть ли какие-либо специфические требования, которые Вы предъявляете к слушателям при поступлении на программу МВА?

- Некоторые критерии отбора на программу достаточно стандартные:
- Наличие диплома о первом высшем образовании, что, с одной стороны, регламентируется российским законодательством о программах профессиональной переподготовке (а именно к такой переподготовке относятся программы МВА), во-вторых, позволяет повысить степень однородности группы
- Разговорный английский, что обусловлено языком преподавания; при этом знание экономической лексики не требуется, все необходимые понятия вводятся в ходе программы
- Опыт работы от трех лет, что является критичным фактором при поступлении на программы МВА. МВА носит прикладной характер, где большая часть занятий отводится на решение бизнес-кейсов, деловые игры, симуляции. Практически все задания выполняются в командах по 3-5 человек, что помогает выработать навыки командной работы. При подготовке тех или иных решений в виде презентаций слушатели должны основывать ту или иную позицию на имеющемся у них опыте работы в той или иной компании. Без наличия минимального опыта (три года) решить кейс, а тем более отстоять полученные результаты будет сложно, а то и практически невозможно.
При поступлении на программу мы также проводим собеседование с каждым слушателем с целью понять мотивацию человека обучаться на нашей программе МВА, критерии выбора именно нашей бизнес школы; оценить степень амбициозности будущих карьерных планов кандидата. Некоторые вопросы касаются политико-экономической ситуации в мире в целом. Это позволяет говорить о широте кругозора будущего МВА, предпринимательском складе характера и экстравертном поведении. Ведь большинство времени профессиональный менеджер проводит с людьми, и умение правильно расставлять приоритеты, формировать команду, направлять ее работу – это ключ к успеху.

- Расскажите немного об особенностях Вашей программы. Кто является ее целевой аудиторией?

- Наиболее уникальной для российского рынка бизнес образования является годичная программа МВА дневной формы обучения. Как ни странно, именно этот формат обучения является основным в ведущих бизнес-школах мира. В ситуации экономического бума и быстро меняющейся политико-экономической ситуации в нашей стране большинство потенциальных слушателей МВА не видят для себя возможности оставить собственный бизнес или текущую позицию в компании на продолжительный срок (год или два). Именно поэтому российские бизнес-школы предлагают программы модульного или вечернего формата, позволяющие совмещать обучение с работой.
Тем не менее, наша программа Full-time International MBA успешно существует уже 17 лет (с 1990 года) и привлекает не только российских слушателей, стремящихся максимально быстро капитализироваться на рынке труда, но и будущих студентов из США, Канады, Великобритании, Италии, Голландии, Бельгии, Германии, Индии.
Профиль студентов во многом зависит от программы. Дневная годичная форма обучения, не позволяющая совмещать обучение с профессиональной деятельностью, привлекает менеджеров в возрасте 28-30 лет, уже получивших 4-6 летний опыт работы и заинтересованных в быстром карьерном росте. Получение диплома МВА позволяет очень быстро капитализироваться на рынке труда, расширив круг профессиональных обязанностей и существенно увеличив свой доход.
На вечерние модульные программы МВА (Executive MBA) поступают слушатели в возрасте 32-35 лет, состоявшиеся как профессионалы, имеющие большой опыт в определенной сфере деятельности. Прежде всего, они заинтересованы не столько в карьерном росте или повышении зарплаты, сколько в расширении профессиональных навыков. Так, например, это могут быть финансовые директора компаний, стремящиеся расширить круг обязанностей и, возможно, в будущем занять позицию генерального директора или открыть собственный бизнес.

- На что бы Вы порекомендовали обратить внимание при выборе программ МВА? Какие критерии являются значимыми?

- Любая бизнес-школа сильна своими выпускниками. Именно поэтому при выборе бизнес школы желательно познакомиться с выпускниками предыдущих лет, получить рекомендации «из первых рук» и отзывы о программе, преподавателях, возможностях карьерного роста и т.п.
Вступительные требования на программу зачастую рассматриваются кандидатами как простая формальность. Однако стоит очень внимательно отнестись к критериям отбора. Ведь на программах МВА вы учитесь не только у профессоров, но и друг у друга, перенимая профессиональный опыт. Обучение в бизнес-школе – это отличная возможность расширить собственный круг деловых контактов, установить дружеские связи с руководителями других предприятий. Поэтому перед поступлением на программу стоит уделить особое внимание именно тому, как отбираются слушатели на программу, то есть вступительным требования той или иной бизнес-школы.
Ключевым фактором выбора является и оценка профессорско-преподавательского состава. Наиболее ценным являются не только академические регалии профессоров, но и их непосредственный практический опыт в качестве действующих менеджеров или консультантов.
Бизнес школа, существующая на рынке не первый год, наверняка, сможет похвастаться наработанными связями с крупными российскими и международными компаниями, представителями деловой элиты. Для поддержания и развития таких связей, как правило, на базе школы открывается Центр развития карьеры выпускников.
Наличие международных и российских аккредитаций (EQUIS, AMBA, AACSB), участие в рейтингах, проводимых как ведущими международными, так и российскими изданиями может послужить дополнительным критерием выбора.

Комментарии Фейсбук Вконтакте