Где же лидеры?

Дата публикации

В ближайшее время The Economist Intelligence Unit (EIU), партнер издательства The Economist, планирует выпустить свое ежегодное издание Which MBA?, которое строится на данных исследований и составленных на их основе рейтингах. Однако в этом году читатели не смогут найти в списках The Economist двух ведущих школ бизнеса – Wharton and Harvard, – отказавшихся сотрудничать с издательством. Руководство школ объясняет свое решение тем, что участие в исследованиях отнимает у работников школы слишком много времени, а результаты рейтингов не способны отразить реальную и объективную картину качества каждой из школ.

Бумажная лавина

Размолвка с The Economist произошла в ситуации, когда многие бизнес-школы выражают недовольство подобными рейтингами, первые из которых были представлены в 1988 году издательством BusinessWeek. Многие представители бизнес-образования выступают против разнообразия методологий составления различных рейтингов и ограничения количества школ, участвующих в каждом из них.
Кроме того, заполнение бумажных форм для участия в многочисленных исследованиях требует ресурсов, которыми многие школы или попросту не располагают, или стремятся задействовать на других направлениях. Все эти факторы заставляют многих наблюдателей задуматься над тем, станут ли в будущем другие школы отказываться в массовом порядке от участия в рейтингах.
Администрация школы Harvard (HBS) в очередной раз официально подтвердила свой отказ от участия в рейтингах. ''Мы не стали заполнять формы исследований, но мы следим за тем, чтобы наши данные были доступны для общественности. И такой политики мы уже придерживаемся последние два года'', - говорит Дэвид Р. Лампе (David R. Lampe), исполнительный директор по маркетингу и коммуникациям в HBS.

По единому шаблону

По словам Лампе, школа никогда не давала коммерческим предприятиям открытый доступ к членам своего сообщества, а два года тому назад приняла решение о том, что и для представителей средств массовой информации не должно быть никаких особых привилегий. Именно поэтому HBS больше не предоставляет для составляющих рейтинги изданий контактные данные своих слушателей. ''Представители нашего сообщества могут свободно общаться со средствами массовой информации, однако мы не предоставляем никакого содействия организациям'', - говорит Лампе.
Директор по коммуникациям школы Wharton Майкл Болтс (Michael Baltes) написал в электронном письме журналистам BusinessWeek, что ему по большому счету нечего добавить к тому, что декан школы Патрик Харкер (Patrick Harker) уже сказал в отношении рейтингов. Ранее Харкер неоднократно выступал с заявлениями о том, что он против участия в рейтингах, потому что они пытаются оценить все школы по одним и тем же критериям.
Исследование The Economist строится на данных опросов слушателей дневных программ МВА и выпускников последних трех лет. Авторы заявляют, что в своих рейтингах они оценивают содержание программы, качество сокурсников и преподавателей, рост зарплат выпускников, потенциал сообщества МВА, а также предоставляемые школой возможности по развитию.

По инерции

Впервые рейтинг EIU возглавила неамериканская программа МВА биизнес-школы IESE испанского University of Navarra. В пятерку лидеров также вошли Kellogg School of Management при Northwestern University, Tuck School of Business при Dartmouth College, Stanford Graduate School of Business и швейцарский International Institute for Management Development (IMD).
В рейтингах EIU 2004 года Harvard и Wharton заняли 4 и 8-ю позиции соответственно. В прошлом году они также отказались от содействия исследователям, говорит главный редактор лондонского отделения The Economist Тим Хиндл (Tim Hindle), но в распоряжении EIU тогда было достаточно уже собранных данных, для того чтобы обеспечить их участие в рейтингах.
По словам Хиндла, его редакция с большой неохотой смирилась с отказом в сотрудничестве этих двух гигантов бизнес-образования, поскольку их отсутствие в рейтингах не может пройти незамеченным. Но ввиду нехватки данных за последние два года исследователям не оставалось иного выбора, как исключить Harvard и Wharton из своих списков.
В 2004 году во время работы над выходящими раз в два года рейтингами BusinessWeek школы отклонили просьбу исследователей о предоставлении контактной информации по своим слушателям, но издательство воспользовалось открытыми источниками, чтобы собрать необходимые данные для участия этих школ в рейтинге.
Пока не ясно, последуют ли примеру Harvard и Wharton другие школы бизнеса, но для будущих слушателей программ МВА сложившаяся ситуация может послужить отличным кейсом по вопросам приоритетов в конкурентной борьбе.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте