Wharton снова впереди. Но у выпускников других школ зарплаты растут быстрее

Дата публикации

Газета Finanсial Times четвертый раз опубликовала рейтинг 100 ведущих бизнес-школ мира, предлагающих программы МВА. Данные рейтинга MBA2002 свидетельствуют: в условиях экономического спада люди с готовностью вкладывают деньги в образование.

 

Рейтинг составлялся по 20 критериям. В частности, средний уровень зарплаты, которого могут достичь выпускники за три года после окончания; прирост зарплаты за тот же период; карьерный рост выпускников в течение трех лет (с учетом уровня и размера их компаний) ; число выпускников, трудоустроенных в течение трех месяцев после получения МВА; процент женщин и иностранцев среди студентов; процент преподавателей с докторской степенью; уровень исследовательской работы и др.

 

В сотню лучших в этом году вошли 56 американских школ, 27 европейских, восемь канадских, четыре азиатские, три латиноамериканские и две австралийские. В Европе самую многочисленную команду школ представила Великобритания (12 школ). За ней идут Франция (пять школ) , Испания и Нидерланды (по три) , Ирландия (две) , Италия и Швейцария (по одной).

 

За последний год настроения в кампусах бизнес-школ изменились драматически. Едва ли когда-либо прежде наблюдались столь существенные различия в настроениях первокурсников и выпускников бизнес-школ. Первые полны надежд на успешное трудоустройство, вторые осознают всю трудность этого предприятия.

 

Найти работу - главная мечта сегодняшнего выпускника. В прошлом году более 10% обладателей МВА не смогли получить место - это почти вдвое больше по сравнению с 2000 г. (5,5% ). Особенно тяжело пришлось тем, кто собирался работать в секторе телекоммуникаций, программного обеспечения и менеджмент-консалтинга. Впрочем, это оказалось на руку промышленным компаниям. Они наконец получили возможность нанимать выпускников, которых раньше не привлекала работа в промышленном секторе. Но деканы настроены оптимистично. Они уверены, что рынок скоро стабилизируется.

 

Самое оживленное движение происходит на нижних строчках таблицы. Это свидетельствует о повсеместном бурном росте бизнес-школ, дающих образование высокого качества, которые в любой момент могут войти в сотню лучших.

 

В верхней части таблицы изменений по сравнению с предыдущим годом немного. Топ-десятка MBA2002 имеет тот же состав, что и в прошлом году, только порядок школ несколько поменялся. Бизнес-школа Wharton при Пенсильванском университете второй год оказывается на 1-м месте. Из всех школ она привлекает больше всего иностранных студентов - на них приходится 42% слушателей. Гарвард уверенно занимает 2-е место. Стэнфорд - 3-е (третий год подряд) , однако в этом году он делит бронзу с Чикагским и Колумбийским университетами.

 

И все же среди лидеров тоже произошли изменения. Французская бизнес-школа INSEAD продолжает восхождение к вершине. Лучшая согласно рейтингу FT европейская школа на этот раз разделила 6-е место со школой Sloan при Массачусетском технологическом институте. INSEAD - одна из немногих школ, которые продемонстрировали прогресс по всем значимым критериям - уровню зарплаты, карьерному росту, международным контактам и исследовательскому потенциалу.

 

Школа Stern при Нью-йоркском университете перепрыгнула через две ступеньки - с 11-го на 8-е место. Stern удалось это не только за счет увеличения зарплат выпускников, но и благодаря прогрессу по научной части: привлечению сильного преподавательского состава, увеличению числа публикаций в ведущих международных научных и практических изданиях. Еще одна школа, значительно улучшившая свой результат за счет усиления научной базы, - школа Tuck в Дартмуте (с 13-го перешла на 11-е место).

 

Бизнес-школа при Чикагском университете впервые стала чемпионом по приросту зарплаты: обладатели его МВА через три года после выпуска могут претендовать на зарплату в среднем в 3,5 раза большую, чем до поступления в школу. На 2-м месте по этому критерию оказался Колумбийский университет (его выпускники могут рассчитывать на зарплату почти в 2,5 раза выше). Stern и Wharton заняли соответственно 3-е и 4-е места по этой категории.

 

В Европе бизнес-образование активнее развивается в Великобритании. Институт Judge при Кембриджском университете впервые вошел в тридцатку сильнейших (22-е место). Лучшими в Великобритании были признаны Лондонская бизнес-школа, школы при Кембриджском и Оксфордском университетах (два года назад ни Кембридж, ни Оксфорд не входили в тридцатку). Лондонская школа опустилась на одну строку, в то время как французская INSEAD переместилась на одну позицию вверх.

 

Лондонская школа подтвердила свою репутацию учебного заведения с самой серьезной за пределами США научной базой. Однако за три месяца после окончания в прошлом году нашли работу только 87% ее выпускников (годом раньше их было 96% ). Любопытно, что женщины составляют лишь 7% студентов школы. По этому параметру Лондонская школа занимает 2-е место от конца - хуже дело обстоит только в мексиканской Ipade. В этом отношении достойнее всего проявил себя Гонконг. В некоторых его школах количество женщин среди студентов превышает 60%.

 

Швейцарская IMD понизила свой рейтинг на три пункта и заняла 14-е место. Последние два года она удерживала 11-е место - в основном за счет высоких зарплат выпускников и непререкаемого авторитета школы в международном бизнес-сообществе. Эти параметры компенсировали слабую научную базу. Однако в этом году, когда 11 школ продемонстрировали более высокий рост зарплаты, чем IMD (до этого их было только девять), ей пришлось потесниться.

 

Интерес представляет канадское бизнес-образование, быстро завоевывающее международную репутацию. Четыре из пяти школ Канады повысили рейтинг, а пятая, McGill, сохранила свое 37-е место. Все пять входят в 50 лучших школ, одна - Richard Ivey School при университете Западного Онтарио - в первую двадцатку. (FT)

 

Делла Брэдшоу

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте