Wharton: Мекка финансистов

Дата публикации

Бизнес-школа Wharton из Филадельфии входит в тройку лучших школ мира. Здесь куют кадры преимущественно для инвестиционной сферы вот уже 124 года.

Что такое Wharton

Не слишком благозвучное для русского слово "Уортон" – один из самых сильных и раскрученных брэндов в бизнес-образовании. В России же странноватое название звучит не столь гордо, как славные имена Гарварда и Стэнфорда. Но только среди тех, кто никогда не задумывался о получении бизнес-степени на Западе и не сталкивался вообще с этой сферой. Потому что, открыв первый попавшийся рейтинг лучших бизнес-школ мира, не заметить и не запомнить это наименование просто невозможно. "Сравнивать топ-школы и утверждать, что одна лучше другой, неправильно, – считает директор по маркетингу MBA Strategy Елена Науменко. – На нашей практике еще ни один поступающий не расстроился из-за того, что поступил в Уортон, а не в Гарвард. У каждой школы есть своя внутренняя культура: у Гарварда – это культ лидерства, в Уортоне – работа в команде. Они не хуже и не лучше друг друга, эти школы просто разные".
Wharton School при университете Пенсильвании была основана известным предпринимателем из Филадельфии Джозефом Уортоном в неспокойный и незапамятный 1881 год, когда в России убили царя Александра II, а в США – президента Джеймса Гарфилда. По замыслу бизнесмена, это заведение призвано было учить молодых людей понимать и контролировать экономические процессы. Через сорок лет там открылась MBA-программа, основанная в отличие от гарвардской не на разборе кейсов, а на лекциях, узкой специализации и работе над проектами. Чем еще Уортон может гордиться с полным правом? Профессорами – лауреатами Нобелевской премии по экономике, 19 исследовательскими центрами, международным составом преподавателей, 80-летним опытом проведения Executive-программы и тем, что нередко оказывался первопроходцем. Уортон первым открыл программу, объединившую MBA с академической MA (Master of Arts – магистр гуманитарных наук) со специализацией "международный менеджмент". Это было редкое сочетание бизнес-образования с проникновением в культуру других стран. Уортон же был первой американской бизнес-школой, открывшей кампусы в Европе и Азии. "Классические школы представлены четырьмя наименованиями – Harvard, Stanford, Wharton, Chicago, в первых трех очень силен general management (общее, генеральное управление – англ.), остальные школы имеют серьезные перекосы в специализации", – уверяет исполнительный директор MBA Consult Виктория Пралич.
Традиционно сильная сторона Уортона – финансы. Школу нередко называют фабрикой финансистов. И ее выпускники чаще и легче всего находят работу в банках и консалтинговых компаниях. Среди других развитых направлений специалисты называют предпринимательство и маркетинг.
"Wharton прочно удерживает первые места в рейтингах благодаря инновационным подходам в преподавании. Важным принципом работы здесь является применение строгих научных методов, моделирования и анализа в изучении бизнеса. Студенты получают навыки построения карьеры, самооценки, командной работы, деловой этики, коммуникаций, умения эффективно вести переговоры, а также учатся искусству управлять людьми. Кроме того, здесь сильная школа аналитики", – комментирует руководитель сектора "Финансы и аудит" компании Penny Lane Consulting Виктория Филиппова.
Несомненных плюсов школы немало. Во-первых, огромное количество факультативных курсов, дополняющих базовую программу. Студенты получат представление о маркетинге, статистике, предпринимательстве, государственной политике, стратегическом управлении, лидерстве и этике. Первый год слушателей пичкают "обязаловкой", во второй они сами вольны выстраивать учебную программу. Это делает MBA-программу при строгой структурированности очень гибкой. В школе также неплохие центр карьеры, что для многих поступающих является определяющим при выборе школы, а также программа по обмену, осуществляющаяся Wharton и французской Insead. Она позволяет студентам одной школы проходить курсы в течение семестра в другой и открывает доступ к базам данных выпускников и работодателей, что значительно расширяет, в частности, возможности по трудоустройству – как в США, так и в Европе. Правда, попасть на эту программу не так-то просто: желающих множество, а группа набирается небольшая. Так что если вы поступили в одну из школ и хотите воспользоваться предлагаемой возможностью поучиться на разных континентах и в разных кампусах, медлить не стоит – подавайте заявку сразу же.
Среди минусов школы некоторые называют огромный размер Wharton: только на программу MBA ежегодно набирают около 750 человек. Специалист инвестиционно-банковского подразделения Deutsche Bank Сергей Скворцов, окончивший Уортон в 2004 году, не согласен с этой точкой зрения: "Я считаю его величину достоинством. Да, у нас не такая тесная и семейная обстановка, как в маленьких школах, но здесь тебе дается несравнимо большая свобода выбора и в первую очередь людей, с которыми ты можешь объединяться по интересам, чему-то у них учиться".

Мы выбираем, нас выбирают

Почему из всего многообразия бизнес-школ многие выбирают Уортон? Ведь в среднем конкурс здесь на программу MBA 10 человек на место (схожий показатель у Гарварда, лидерство по этому пункту в течение последних лет стабильно удерживает Стэнфорд, самая труднодоступная бизнес-школа мира: там за место сражаются 30-35 человек). Высокая позиция в рейтингах – аргумент весомый, но не единственный. Школу считают очень дружественной, открытой. Представители приемной комиссии охотно идут на контакт, с ними можно пообщаться и в чате. И от них вы получаете ответы на письма в течение часа.
"Wharton действительно оказался "моей" бизнес-школой, там создали минимум проблем на пути поступления. Процесс подачи документов, интервью – все это прошло гладко. После принятия – полная информация о школе. Представление о жизни в кампусе дает отличный школьный сайт, на котором разъяснено все: от поиска жилья до получения стипендий. Как выпускники, так и официальные представители Уортона помогали с энтузиазмом разрешать все мои самые нестандартные проблемы. Приятно то, что они действительно хотели помочь, а не исполняли нудные обязанности", – делится впечатлениями Сергей Соснов, поступивший на программу MBA в этом году.
Школа считается международной – это для американских гигантов бизнес-образования редкость и является наиболее принципиальным для абитуриентов из России.
"Там очень большой состав неамериканских студентов. Россияне рвутся туда именно потому, что в Уортоне существует реальная возможность для поступления иностранцев – как и в Chicago и Columbia", – утверждает Виктория Пралич.
С этим мнением категорически не согласен Сергей Скворцов: "В школе доминируют американцы, хотя официально их только около 40%, но при этом еще примерно 30% студентов – либо очень долго живших в США, либо людей из других англоязычных стран (Великобритания, Австралия), культура и образ мышления которых очень близки к штатовским. Также много представителей Азии – из Китая, Индии. Русских там очень мало, на моем курсе только трое приехали из России, выходцев из нее, несколько лет проживших на Западе, гораздо больше. Для сравнения: в Гарвард в тот год поступило четверо россиян, живших до этого на родине". К тому же в американских школах существует негласный и не афишируемый лимит на представителей каждой из стран. У России пока "рейтинг" явно невысокий. Поэтому перед подачей документов нелишне поинтересоваться у приемной комиссии, сколько россиян было принято в этом году. Если больше трех, возможно, стоит подстраховаться и подать документы еще и в другую школу.
Одна из основных причин популярности Уортона: репутация школы не вызывает сомнений ни у кого, и главное – у рекрутеров и работодателей. У выходцев ведущих бизнес-школ сложился устоявшийся имидж, и о выпускниках Wharton говорят как о людях опытных и способных к созиданию, не перетягивающих одеяло на себя. Здесь культивируется командный дух и взаимодействие друг с другом. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что в США рынок в большей степени ориентирован на бизнес-школы: консалтинговые компании и банки охотно набирают людей оттуда – в отличие от Европы, где фирмы склонны продвигать своих, а не брать на руководящие позиции людей извне, пусть и с новеньким бизнес-дипломом.
Процедура поступления в Wharton стандартная: сдача экзаменов – GMAT и TOEFL, предоставление транскрипта (перевода диплома), две рекомендации, пять эссе по 500-1000 слов. Темы сочинений редко выходят из круга классических: вас могут попросить описать свой опыт, как личный, так и профессиональный, который привел к решению о поступлении на МВА в этом году, или рассказать о достижении, которое многое изменило в вашей жизни, и т. д. "В эссе нужно подчеркнуть, что для вас важна работа в команде, – иначе зачем поступать в Wharton?" – замечает Елена Науменко.
рудность поступления в том, что конкурентов, которых надо обойти на повороте, – 8-9 человек. Из них половина неконкурентоспособны, но остальные – чрезвычайно сильные кандидаты, у которых интересный background (истоки, происхождение, биографические данные, связи, окружение – англ.) и которые много сил затратили на подготовку.
Для каждого аппликанта находится свой камень преткновения при подготовке пакета документов. Сергей Скворцов рассуждает: "Самым сложным для меня было интервью. Непросто было давать содержательные, грамотно сформулированные ответы на чужом языке, правильно себя презентовать. Само интервью зависит от того, кто интервьюирует. Я беседовал с представителем приемной комиссии. Мне задавали "глобальные" вопросы: спрашивали о моем отношении к тому, что происходит в России, о взгляде на жизнь в целом. Выпускники обычно задают гораздо более конкретные, жесткие, практичные и приземленные вопросы: почему вы хотите получать бизнес-образование, почему выбрали эту школу, какие карьерные цели перед собой ставите".
"Для Уортона во всем пакете документов очень важно отразить, что ты – человек "космоса", разносторонний, общительный, способный получать знания отовсюду – как от людей, так и из самых разных источников. За счет большого класса в школе достигается "глобальность" отношений. Надо отразить, что ты сможешь прижиться в таком огромном, сложном коллективе, принести ему пользу и сам получить выгоду от этого многообразия", – подводит итог Виктория Пралич.

Детали

Wharton, как и другие ведущие американские бизнес-школы, гарантирует получение кредита сразу после поступления. Закон гласит: если сумели поступить, сможете и выплатить долг.
Жизнь в школе проходит в сумасшедшем ритме. "Люди в Уортоне живут по-разному, так как там очень много возможностей во всех направлениях: ты можешь учиться на диплом с отличием, можешь много времени уделять поиску работы, готовиться к интервью, знакомиться с работодателями, а можешь организовывать работу всевозможных клубов или просто тусоваться. Студенты быстро выбирают, что им ближе. Я знал очень многих людей, которые были полностью погружены в деятельность, не связанную ни с работой, ни с учебой, состоя одновременно во множестве клубов", – говорит Сергей Скворцов. Клубы в Уортоне самые разные: финансовый, консалтинговый, недвижимости, китайский, "перестраиваем вместе" (его члены с местными властями восстанавливают и обновляют дома стариков и людей с низкими доходами), есть даже для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
Что дает Wharton выпускнику и слушателю? Прежде всего знания, теоретические и практические знания, которых достаточно для получения престижной работы. "Среди выпускников Уортона наибольший процент устраиваются именно в инвестиционно-банковскую сферу, например на должность директора по корпоративным финансам, – рассказывает Виктория Филиппова. – Некоторые получают должность CEO (Chief Executive Officer – генеральный директор. – "Ф.") и занимаются привлечением инвестиций. Так как большинство российских выпускников Wharton работают в инвестиционно-банковской сфере, основной статьей их дохода являются бонусы. Средняя фиксированная зарплата около $120 тыс., но при этом бонусы могут составлять 100-300% от годового дохода".

 


 

Комментарии Фейсбук Вконтакте