Бизнес при вузах, или вынужденное предпринимательство

Дата публикации 26.04.2011

Вузовская элита России пока не демонстрирует больших инновационных успехов. При 29 национальных исследовательских университетах создано только 26 малых предприятий по 217-ФЗ, проблемы которых обсудили на одном из заседаний в Торгово-промышленной палате.

Более 900 компаний создано за полтора года с принятия 217-ФЗ, разрешающего вузам и бюджетным НИИ организовывать хозяйственные общества. Основная их масса открыта при вузах (98%), остальные – при научных институтах. Чиновники ожидают, что уже скоро количество компаний превысит тысячную отметку. Лидирующие позиции у Центрального и Сибирского федеральных округов – там организовано 262 и 238 обществ соответственно.

«Мы считаем, что хозяйственные общества можно рассматривать как эффективный инструмент коммерциализации разработок», – отметил Валентин Чернов, начальник отдела Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Минобрнауки России.

Уставный капитал предприятий в среднем составляет около 300 тыс. руб. Создаются они в основном в форме ООО, небольшой процент – как ЗАО.

Общую капитализацию инновационных компаний при вузах в Минобрнауки России оценивают в 10–12 млн долларов.

«На мой взгляд, это хорошая предпосылка для выхода венчурного капитала на эти хозяйственные общества, – подчеркнул Валентин Чернов. – Кроме того, необходимо учесть вопросы дозированной государственной поддержки предприятий – важно не перегреть рынок, не снизить его конкурентоспособность».

Самые распространенные направления деятельности компаний связаны с производством программного обеспечения, технологиями обработки, хранения и защиты информации, энергоэффективностью и энергосбережением, медицинскими и нанотехнологиями.

Средний возраст сотрудников предприятий – 35 лет. Изначально предполагалось, что инновациями в вузах будут заниматься более молодые люди.

Импульсом для развития вузовских компаний должны стать сопутствующие меры их поддержки, в том числе возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, уменьшение страховых выплат и решение одной из главных проблем – аренды. В 17-ю статью Федерального закона «О конкуренции» были внесены изменения, согласно которым предприятиям разрешили арендовать государственное и муниципальное имущество без проведения конкурса. Другими словами, вузы получили право сдавать в аренду свои помещения. Конечно, предусмотрены некоторые ограничения, чтобы избежать их нецелевого использования. В частности, у компаний не будет возможности выкупить эти площади.

Как пояснила представитель Минобрнауки России Ирина Бочарникова, при заключении договора аренды малые предприятия получат льготы на три года. Так, в первый год они будут платить 40% от средней рыночной стоимости за пользование имуществом, во второй – 60 и в третий – 80. Каждое хозяйственное общество сможет воспользоваться этой льготой только один раз. Минобрнауки России разработало порядок ее предоставления, где прописаны все нюансы – начиная от сбора документов и заканчивая ответственностью арендатора. Планируется, что 25 мая министерство отправит этот документ на согласование в правительство. Ожидается, что к 1 июля будет подписано соответствующее постановление.

Одной из перспективных задач в Министерстве образования и науки РФ считают создание координирующего органа – ассоциации малых инновационных предприятий, которая представляла бы этот сектор инвесторам. Многим из них он кажется непрозрачным – открытой информации о деятельности предприятий крайне мало. В Минобрнауки России также думают о критериях оценки эффективности хозяйственных обществ. Пока в ведомстве собирают только статистические данные – в каких вузах сколько открыто компаний, в какой области они работают и т.д.

Все сведения собирает Центр исследований и статистики (ЦИСН) Минобрнауки России и, в частности, завсектором Андрей Колесников. По его мнению, одна из главных проблем развития малых предприятий связана с их недофинансированием. Сегодня нет институтов развития, которые занимались бы этими компаниями.

Еще одна проблема – низкая инновационная активность вузов. Университетская среда не располагает к предпринимательской деятельности. Казалось бы, лидеры – национальные исследовательские и федеральные университеты, а также победители конкурсов по трем известным постановлениям правительства (218–220-е) по поддержке ведущих вузов, должны стать примером для всех остальных. Однако на практике все оказывается иначе. Например, из 56 победителей конкурса в рамках 219-го постановления (поддержка инновационной инфраструктуры) 10 учебных заведений до сих пор не создали ни одного предприятия.

«Мы заметили: чем крупнее университет, тем меньше у него интереса к инновациям, – сказал Андрей Колесников. – Это не что иное, как вынужденное предпринимательство. И наоборот, чем меньше денег у вуза, тем активнее он участвует в инновационной деятельности».

О проблемах, с которыми сталкиваются вузы при создании инновационных компаний, рассказал Леонид Кучинский, начальник управления инновационной деятельности Южного федерального университета (ЮФУ). В прошлом году в ЮФУ планировали открыть 20 предприятий, получилось – только семь. Связано это с тем, что университет перешел в формат автономного учреждения и всю инновационную деятельность должен теперь согласовывать с Наблюдательным советом вуза. За полгода собрать его так и не удалось, поэтому Кучинскому пришлось обращаться с письмом к замминистра образования и с его помощью только в середине января организовать собрание этого совета. Возникает и масса других проблем – с регистрацией предприятий, их поддержкой, развитием.

В декабре прошлого года ЦИСН провел мониторинг деятельности хозяйственных обществ. Интересно, что только треть предприятий откликнулась и предоставила информацию. После чего в Минобрнауки России сделали вывод, что остальных компаний фактически уже не существует, видимо, они попали в так называемую «долину смерти». На сегодняшний день, по словам Колесникова, из 917 малых предприятий жизнеспособно примерно 250.

По результатам анкетирования удалось выявить основные трудности, с которыми сталкиваются молодые инноваторы. В основном они отмечают сложности, связанные со льготами и нюансами регистрации предприятий. Практически никто из них пока не обеспокоен рыночными проблемами – продвижением продукции, маркетингом и т.д. То есть эти компании пока находятся на начальной точке развития.

Комментарии Фейсбук Вконтакте