Надо ли вернуть бизнес-образование в структуру вузов?

Дата публикации

За и Против: Надо ли вернуть в структуру вузов всю систему дополнительного профессионального образования, включая бизнес-образование?

Стратегия нового времени - в образовании через всю жизнь. Спрос на послевузовское образование за последние пять лет вырос более чем на 50% и составит в ближайшее время 7 - 8 млн человек: каждый десятый трудоспособный гражданин России будет получать дополнительное образование.

Владимир Третьяков

Логика, безусловно, в том, чтобы дополнительное образование (второе высшее или связанное с повышением квалификации, с получением новой специализации) становилось продолжением вузовского. Этапы одного пути не должны быть оторваны друг от друга. Наша университетская система, например, начинается еще со школы. При УрГУ существует лицей, где учится 800 детей. Затем идут ступени, на которых готовят бакалавров, магистров, аспирантов, докторов. Наравне с ними существует и центр повышения квалификации и переподготовки кадров. Образовательная лестница должна быть выстроена по общему плану, иначе она будет шаткой.
У систем высшего и дополнительного образования - единая преподавательская база. Нет никакого смысла распылять кадры, все равно наиболее сильные педагоги собраны в университетах. Территориально чаще всего мы также связаны общими площадями. Когда так много общего (процесс, цели, кадры, место), разделение выглядит искусственно.
Дополнительное образование, говорят нам, это бизнес-образование, в этом его специфика. Да. Но и государственные вузы сегодня - полноценные бизнес-структуры, ведущие самостоятельную хозрасчетную деятельность. В Уральском государственном университете среди дополнительных профессий особенно популярны экономические и управленческие: действует Институт предпринимательства и бизнеса, где обучается около тысячи человек, с 1 сентября нынешнего года начал работу Российско-Американский институт экономики и бизнеса - речь идет о магистерских программах высокого уровня. Традиционно популярными остаются гуманитарные, социальные специальности. Структура дополнительного образования создана (хотя и нуждается в развитии), отработана ее правовая, финансовая база, и нет никакого смысла отделять ее от вуза. По установленному у нас правилу, 60% средств, заработанных в каком-либо подразделении, в нем и остается, 40% идет на развитие университета. Такая же ситуация и с системой дополнительного образования. Это выгодно как самому центру переподготовки кадров, так и всему вузу.
В последние годы наблюдается тенденция поглощения вузами учреждений дополнительного профессионального образования. У этого процесса есть объективные причины (например, демографический спад, уменьшение общего числа обучающихся), есть некоторые плюсы. Однако разница между академической и деловой культурами столь велика, что результат подобного слияния не может быть положительным. Главное отличие: вузы, если речь идет о государственных, существуют на бюджетной основе, бизнес-школы же пребывают в реальном рынке. Бизнес-образование - это обучение бизнесу и собственно бизнес, живущий по своим законам.

Лариса Малышева

Образовательная стратегия. Академическое образование избыточно, студентов учат многому, и это нормально. Бизнес-образование узкое, конкретное, нацеленное на практический результат. Программы для студентов ориентированы на передачу знаний, программы бизнес-школ - на передачу навыков. Сами программы в последнем случае более гибкие, адаптирующиеся к потребностям рынка.
Кадры. Преподаватели бизнес-дисциплин должны, как треугольник, иметь три вершины: наличие некоей специализации, преподавательских навыков и навыков того дела, которому обучают. Если ты преподаешь управление, то сам должен быть успешным управляющим. А преподаватели вузов соответствуют в основном лишь двум первым требованиям. Поэтому нередко академическим сотрудникам не удается перестроиться на требования деловой аудитории, максимально ориентированной на конкретный результат. Нашими преподавателями нередко становятся выпускники, набравшиеся опыта и пытающиеся его обобщить.
Организационная структура. Юридическая и финансовая самостоятельность дает возможность оперативно работать с клиентами. Бизнес-школы позиционируют себя как подразделения быстрого реагирования. Если же они становятся вузовской структурой, то рано или поздно начинают жить по его правилам, теряют мобильность и становятся неконкурентоспособными.
Высшее образование является продуктом массового спроса, а дополнительное - эксклюзивным, и потому требует иной организации, системы обучения, логистики, маркетинга, стратегического менеджмента. Совмещение двух видов продуктов в одной организации приводит к снижению качества уникального продукта.

Комментарии Фейсбук Вконтакте