ВШМБ АНX: стремление к лидерству в новых условиях. А.Д. Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса АНХ при Пр

Дата публикации

Новые реалии и новые подходы

 

Осенью этого года российскому бизнес-образованию исполняется 15 лет. Подводя итоги (промежуточные, конечно же) этого пути, следует отметить главное: бизнес-образование в России стало самостоятельной отраслью не только образовательной сферы, но и рыночной экономики (точнее – ее инфраструктуры). Обороты этой отрасли – не менее 100 млн долл. в год, в процесс с обеих сторон вовлечено большое число людей, широко диверсифицировано предложение и быстро растет спрос, уже выделяются свои лидеры и на рынке и в интеллектуальном соревновании. Появились и свои смежные рынки – например, специальной литературы, а также специализированных СМИ. Кстати, по тому вниманию, которое сейчас уделяют СМИ – и не только специализированные – нашей тематике, можно сказать, что программы послевузовского образования, и особенно программы МВА, становятся социальным явлением.

 

Особенно значительны последние четыре года, вместившие в себя события, которые в совокупности, как представляется, образуют новое качество, новую эволюционную фазу в развитии российского бизнес-образования. Среди этих событий наибольший интерес для школ бизнеса, на наш взгляд, представляют следующие:

 

Получение программами МВА – «вершиной модельного ряда» продуктов на этом рынке – государственного статуса;

 

Окончательный выход этого продукта именно на те целевые аудитории, для которых он предназначен по сути и по определению;

 

Качественное изменение в восприятии этого продукта целевыми аудиториями, здесь же – изменения в иерархии мотиваций поступающих на МВА в пользу соображений, ориентированных на практику;

Радикальное изменение в балансе «спрос-предложение»: если раньше часто возникали ( и небезосновательно) слухи о том, что бизнес-школы из страха перед «недобором» принимают всех подряд, то с прошлой осени в ведущие школы обратилось в 1,5-2 раза больше претендентов, чем они были в состоянии принять.

 

Государственное признание программ МВА. Организационно-методический опыт ВШМБ АНХ сильно повлиял на формирование государственных требований к МВА-программам, принятых в 1999 г., а ректор ВШМБ, доктор экономических наук Л.И. Евенко, президент Российской ассоциации бизнес-образования, был одним из инициаторов государственного признания программ МВА.

 

Окончательный выход на целевые аудитории. Уже в середине 90-х годов собирательный портрет контингента слушателей программ МВА ВШМБ АНХ свидетельствовал, что на эти программы приходят прежде всего представители первого и второго управленческого эшелонов предприятий и фирм. Это не начинающие, еще не определившиеся бизнесмены, а уже состоявшиеся в управлении бизнесом люди и перспективные специалисты, средний возраст которых, по статистике трех последних лет, составляет 34 года (см. диаграмму 2). Они представляют около 30 отраслей российской экономики, ими уже накоплен тот профессиональный и житейский опыт, который и позволяет им адекватно участвовать в процессе обучения, усиливая потенциал профессуры, и применять полученные знания в заведомо практической плоскости.

 

«Газпром», ЛУКОЙЛ, ГУП «АВПК Сухой», НИКОЙЛ, московское ГТУ Банка России, предприятия ВПК, крупные компании из разных регионов России («Северсталь», Свердловский электромеханический завод, ОАО «Марс», ОАО «Альфа-Цемент»), Volvo, Hewlett-Packard, «Моторола», Pepsi Bottling Group – в руководящих звеньях этих и многих других известных компаний вы встретите людей из тех 1,5 тысяч человек, что прошли обучение в нашей Школе по программам МВА.

 

Качественное изменение в восприятии МВА целевыми аудиториями.  В отличие от ситуации, бывшей типичной еще 3-4 года назад, сейчас уже не надо подробно разъяснять обращающимся за консультациями по поводу поступления на МВА, что же это такое. Аудитория стала несравнимо более информированной и – одновременно – требовательной. И здесь же надо отметить изменения в иерархии мотиваций поступающих на МВА в пользу практических соображений.

 

Недавно отдел маркетинга ВШМБ АНХ совместно с известным электронным ресурсом провел серию интернет-опросов , в которых респондентами выступали люди, интересующиеся дополнительным образованием вообще и МВА-программами в частности. Главным вопросом были «наиболее весомые критерии при изучении возможности получения МВА-образования в российской бизнес-школе». В итоговых таблицах имело смысл объединить ответы по вечерней и очно-заочной формам – в силу схожести характеристик целевых групп, а ответы по дневной форме выделить в отдельную статистику – там все же несколько другая аудитория.

  

После ранжирования по убыванию видно, что для практиков важнее практические резоны – формулировки двух самых популярных ответов отражают именно эту сторону дела. А практики – это типичные слушатели вечерней и очно-заочной форм МВА (см.диаграмму «Состав слушателей»).

 

А вот у потенциальных слушателей дневной формы иерархия мотиваций уже другая:

  

Варианты ответов респондентов, планирующих обучаться на  дневном отделении программы МВА

Так ответили (в % от общего числа ответивших)

получение государственного диплома МВА

44,20%

возможность индивидуализированного образования –выбора дисциплин, которые наиболее отвечают моим интересам / интересам моей компании

28,40%

приобретение ценных знакомств и деловых связей с людьми с сопоставимым опытом в бизнесе

12,60%

выбор той программы, которая идет уже много лет

9,50%

следование рекомендациям коллег / знакомых по выбору рекомендуют именно этой бизнес-школы

5,30%

 

Дневной формой обучения традиционно интересуется аудитория более молодая. Хотя и там встречаются 40-летние удачливые бизнесмены, имеющие возможность передоверить текущие дела заместителям или наемным менеджерам и погрузиться в новую, интригующую интеллектуальную атмосферу. Соответственно, у таких слушателей  и мотивации другого порядка. А для тех, кто еще не так давно исповедовал вузовскую систему ценностей, важнее всего оказался диплом. Причем вес этого фактора здесь в 2,5 раза выше, чем у практиков! И, что тоже закономерно, в 2,5 раза ниже вес фактора ценности новых деловых знакомств.

Таким образом, не на основе абстрактных умозаключений, а по данным исследования можно сделать обоснованный вывод: теперь практики ждут от программ МВА практической пользы, тогда как несколько лет назад почти всех в первую очередь интересовал госдиплом.

 

Радикальное изменение в балансе «спрос-предложение». В ходе осеннего набора 2002 г. ВШМБ АНХ получила почти в 2 раза больше обращений от потенциальных слушателей, чем могла принять согласно плану приема. Справедливости ради надо отметить, что подобные ситуации на некоторых отделениях нашей программы МВА имели место и раньше, но столь масштабно это проявилось впервые. С одной стороны, это радостно, тем более что похожая ситуация наблюдалась, судя по устным заявлениям, и в других крупных школах. С другой - это сигнал к разработке нового продукта – такого комплекса мероприятий по конкурсному отбору, который, во-первых, являлся бы логичным следствием государственных требований к поступающим, а во-вторых, был бы однозначно и авторитетно трактуем обеими сторонами – и претендентами и администрациями программ. Мы в ВШМБ АНХ с лета нынешнего года запускаем механизм не только психологического и общеуправленческого тестирования, но и профессионального: тест на входе и более сложный, но однопрофильный (менеджмент, маркетинг, финансы, экономика) на выходе. Серьезный отбор привлекает, как показывает опыт, и более серьезных людей.

 

ВШМБ АНХ: факторы лидерства и успеха на рынке

 

Приведем некоторые цифры :

 

ВШМБ АНХ :

 

 3 типа программ бизнес-образования, в том числе 2 программы МВА в 3-х формах обучения с 6-ю специализациями на выбор

 

 5 кафедр

 

 По 6 обязательных дисциплин в каждой специализации МВА

 

 8 учебных подразделений – бизнес-единиц

 

 15 традиционных базовых дисциплин в программах МВА

 

 76 дисциплин на выбор для составления индивидуальных учебных планов слушателями программ МВА

 

Более 800 слушателей ежегодно, в том числе свыше 500 – на программах МВА

 

Подготовлено более 19,8 тысяч руководителей и специалистов, в том числе 1413 – по программам МВА

 

Цифры, согласитесь, внушительные. Достижение таких показателей стало возможным на основе факторов, некоторые из которых сопутствовали успеху Школы на всем пути ее развития, а другие формировались и культивировались с учетом изменяющихся рыночных обстоятельств.

 

Первым фактором успеха стало формирование Школы как крупнейшего учебного подразделения, органической части Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. АНХ исполняется 25 лет. Созданная в 1977 году, она является учебным заведение национального масштаба, изначально ориентированным на последипломное образование и переподготовку управленческих кадров. С середины 90-х годов в АНХ появились также программы первого высшего образования. Сейчас в Академии обучается около 5,5 тысяч слушателей – по программам последипломного образования и повышения квалификации, а также около 1,5 тысячи студентов первого высшего образования. В штате Академии – 5 академиков, 80 докторов наук, 150 кандидатов наук. Всего на постоянной основе в Академии преподают более тысячи ученых и специалистов. С ослаблением роли бюджетного финансирования АНХ перешла на управление по дивизиональной структуре – программы подразделений Академии нацелены на различные рыночные ниши. В АНХ функционирует на основе высокой автономии более 40 структурных подразделений, в том числе 16 институтов и бизнес-школ. Высшая школа международного бизнеса - крупнейший дивизион АНХ, имеющий статус бизнес-единицы (без образования юридического лица).

 

Вторым фактором следует назвать диверсификацию – предложение разных образовательных продуктов разным аудиториям потенциальных слушателей.

 

Образовательные продукты ВШМБ АНХ:

 

рыночно-продуктовые комбинации

 

           -Программы МВА

 

                        МВА: менеджмент – международный бизнес

                                    Дневное отделение

                                    Вечернее отделение

                                    Очно-заочное отделение

 

                        МВА: профессиональная специализация

                                    Вечерняя форма

                                    Очно-заочная форма

 

            -Программы профессиональной переподготовки

                        Рыночные

                        Финансируемые из госбюджета

 

            -Программы повышения квалификации

 

Основной образовательный продукт Школы - 2 программы МВА в 3-х формах обучения с возможностью выбора одной из 6-ти специализаций. Формы проведения наших программ продуманы так, чтобы обучаться по программе МВА мог бы и очень занятый руководитель, работающий в любом регионе России. Вечерняя форма наиболее удобна для слушателей из Москвы, на сессии очно-заочного отделения приезжают директора предприятий из Владивостока и Рыбинска, Калининграда и Омска, а также из стран СНГ и Балтии. На дневном отделении высок удельный вес представителей семейного бизнеса, а эксклюзивная программа «МВА: профессиональная специализация» дает возможность менеджерам, препринимателям и специалистам с высшим экономическим / управленческим образованием  получить государственный диплом МВА за один год (сзачетом ранее пройденных базовых дисциплин), сразу приступив к выбору специализации. В двухлетних формах обучения (вечерней, очно-заочной для лиц с техническим, гуманитарным и другим образованием)специализацию выбирают на втором году обучения, тогда как  первый год обучения включает в себя изучение базовых дисциплин: макро- и микроэкономика, основы менеджмента, основы маркетинга, правовая среда бизнеса, основы внешнеэкономической деятельности, финансы и т.д.

 

Кроме программ МВА, ВШМБ проводит программы профессиональной переподготовки  «Директор-бизнесмен», «Малый и средний бизнес», «Учет и отчетность по международным стандартам». А программы повышения квалификации  - профессиональных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов, новая 2,5-месячная программа «Эффективный торговый менеджер» - адресованы не только руководителям, но и специалистам соответствующего профиля. Специалист с определенным опытом (например, менеджер по продажам), подкрепивший этот опыт соответствующим профильным обучением,  на деле реализует концепцию «обучение ради карьеры», выстраивая (при помощи специалистов школы) свой карьерный путь, следовать по которому помогают

Комментарии Фейсбук Вконтакте