Все форматы хороши, выбирай на вкус

Дата публикации

Как подготовить будущего генерального директора? Mini-MBA и другие нетрадицинные программы бизнес-образования тоже имеют свои преимущества.

 

Многочисленные опросы доказывают, что число потенциальных лидеров в области бизнеса снижается. Компания Executive Development Associates недавно опубликовало результаты своего исследования на материале 100 представителей из списка компаний Global Fortune 500. Подавляющее большинство респондентов отметили, что недостаток глубоких знаний и навыков лидерства является самым большим препятствием для будущего роста их компании.

 

Этому имеется масса причин: годы сокращений и ранних уходов на пенсию, меньшее число менеджеров среднего звена, демографические сдвиги, стремительно изменяющиеся стратегии бизнеса и глобализация. Необходимость повернуть эти тенденции вспять - вот причина того, что корпоративные инвестиции в развитие лидерства высоки как никогда. Однако в современных условиях, когда компании ориентируются только на повышение производительности и рост дохода, многие из них отказываются от традиционных программ формата executive, таких как, к примеру, занятия в бизнес-школах по программам "мини-МВА", отдавая все больше предпочтений внутрикорпоративным инициативам. Такое решение может быть неверным. Оба типа программ имеют свои сильные стороны.  Оба имеют определенный арсенал инструментов для эффективной подготовки лидеров. 

 

Для самой организации ключевым моментом является определиться с тем, внешнюю или внутреннюю программу выбрать.

 

Внешние программы предполагают более традиционный подход, предлагая для своих участников гибкий график занятий по выходным, создавая условия для решения современных лидерских задач и предусматривая для них также разнообразные варианты совместной работы и общения. Обычно зачисление на программы формата executive education проводится круглогодично, стандарты обучения задаются крупнейшими бизнес-школами. Такие программы - основа для развития лидерских навыков у топ-менеджеров. Процесс их назначения на высшие должности имеет такой же ритуальный характер, как и то, что они оказались в одной аудитории со своими коллегами из множества компаний, для того чтобы поделиться друг с другом новыми идеями и узнать для себя что-то новое от признанных профессоров. 

 

Традиционная программа бизнес-образования расширяет опыт, что тем не менее имеет важное значение и для практической профессиональной деятельности. Благодаря таким программам их участники повышают уровень самооценки, уверенности в собственных действиях, получают способность переоценить традиционные устои своей компании и более глубокое понимание стоящих перед ними лидерских задач. Создавая условия для свободного обмена идеями с сокурсниками и оказывая влияние на своих участников с помощью новейших идей в области менеджмента, внешняя программа служит катализатором в процессе развития у каждого из ее участников индивидуального подхода к лидерству. Такая методика дает управленцам большой потенциал для дальнейшего карьерного роста.

 

Многие современные компании отказываются от таких программ, отдавая предпочтение формату custom, где занятия посещают руководители только одной компании, а занятия направлены на развитие у них навыков, необходимых для решения ключевых задач и проблем в их бизнесе.  

 

Такие внутренние программы могут помочь провести изменения в принципах функционирования организации и обеспечить ее трансформацию. Они помогают своим слушателям развить более глубокое понимание своей организации как единой системы, а формирование и поддержание сети эффективных внутренних коммуникаций при помощи знаний, полученных на занятиях, является одной из главных составляющих успешного развития компании.

 

Программы формата сompany-specific ставят перед собой несколько иные задачи. Самые главные из них, пожалуй, это активизация командной работы внутри организации, развитие новых направлений коммуникаций, а также четкое понимание участниками стратегии, стиля и культуры организации. Слушатели таких программ узнают больше о других компаниях, работающих в том же направлении, об их стратегиях поддержания конкурентоспособности на рынке и друг о друге. Есть масса примеров того, как такие специально разработанные программы помогали наладить взаимодействие и сотрудничество между различными компаниями, а также трансформировать организацию-спонсора.    

 

Каждая из этих программ может оказаться решающим фактором эффективности на определенном этапе развития личной карьеры или организации в целом. Опыт, полученный на программах, приближенных к традиционным занятиям в бизнес-школе, может помочь специалистам достичь в своей карьере более высоких лидерских позиций, а специальные программы, учитывающие специфику определенной сферы бизнеса, могут дать организациям толчок к переходу к новым стратегиям, моделям бизнеса и более высокому уровню производительности и успеха на рынке.

 

Те компании, которые осознают природу обоих форматов, имеют все шансы получить максимальную выгоду от тех и других учебных программ в процессе воспитания для себя талантливых лидеров, способных мыслить глубже и шире.

 

Альберт Вичере (Albert A. Vicere)

профессор стратегического лидерства Penn State's Smeal College of Business и президент компании Vicere Associates Inc.

 

seattlepi.nwsource.com

Комментарии Фейсбук Вконтакте