Все для аппликанта!

Дата публикации

В борьбе за участников своих программ бизнес-школы предлагают аппликантам больше льгот.
Амитаб Найак (Amitabh Nayak) подал документы в несколько бизнес-школ и получил предложения от трех из них. Нужно было сделать выбор: Chicago Graduate School of Business, Maryland's Smith School of Business или Purdue University's B-school. Причем последняя предлагала кредит на полную оплату обучения. "Когда я размышлял о том, куда подавать заявление, я полагал, что Чикаго для меня может оказаться высокой планкой". Он поясняет, что у него было хорошее эссе, но только 690 баллов GMAT и 3,1 GPA по прикладной химии. "И я совсем не ожидал, что Purdue предложит мне полную оплату обучения".
Тенденции снижения количества заявлений на поступление в ведущие бизнес-школы привели к тому, что 2003-2004 год можно назвать годом аппликанта. Из-за снижения темпов экономики спрос на степень МВА снизился, сотрудников в возрасте программ МВА стало меньше, аппликантов из других стран тоже не прибавилось. Все это заставило школы активнее привлекать на свои программы потенциальных слушателей, а также задействовать свои резервы для финансирования их обучения.

Больше предложений

Существует масса примеров того, что аппликанты получали больше предложений от бизнес-школ. Грэм Ричмонд (Graham Richmond), генеральный директор компании Clear Admit, занимающейся подготовкой поступающих в бизнес-школы, говорит, что некоторые из его клиентов получили на 30% больше предложений. Учитывая тот факт, что компания не вносила радикальных изменений в содержание и методики своих курсов, а клиенты подавали документы в среднем на такое же количество программ, это может свидетельствовать лишь о том, что школы разослали больше предложений.
Вспоминая о 2000 и 2001 годах, когда конкуренция была гораздо выше, Ричмонд говорит, что тогда даже самые лучшие его клиенты имели возможность выбирать из двух-трех предложений, причем "очень редко кто получал два предложения от нескольких топ-школ". В 2004 году его клиенты выбирают между Harvard и Wharton, Stanford и Columbia. "Очень необычно видеть, как несколько лучших школ находятся сегодня в состоянии такой жесткой конкуренции", привлекая одних и тех же аппликантов.
Немногим школам удалось избежать резкого спада количества аппликантов в 2004 учебном году. Даже такие "тяжеловесы", как Wharton по сравнению с 2003 годом получили на 21% меньше заявлений. Снижение числа подавших заявления в Wake Forest University's Babcock Graduate School of Management составило 29%, Tuck School at Dartmouth и UNC's Kenan-Flagler Business School - по 25%, Washington University's Olin School of Business - 21%, UCLA Anderson School of Management - 15,8%.

Страхование рисков

Многие директора приемных комиссий еще в начале года получили сведения о том, что число сдающих GMAT ниже по сравнению с прошлогодними показателями. Они приняли решение подстраховаться и провели зачисление большего числа аппликантов. В Kenan-Flagler, например, директор приемной комиссии Шерри Уоллес (Sherry Wallace) уже к концу февраля провела зачисление 50% класса будущих МВА. В прошлом году на конец февраля было зачислено около 30% класса 2003, то есть на 100 слушателей меньше.
В сезоне 2003-2004 года было много парадоксальных случаев, нарушающих привычные правила. Те, кто подал заявления в школы с высоким процентом принявших предложение о поступлении заранее, имел больше шансов попасть в "список ожидания" или получить предложение об отсрочке поступления. И наоборот, если процент был невысоким, то те, кто подал заявления позднее, получали предложения о поступлении и финансовой помощи, обычно достававшейся "ранним пташкам". Розмария Мартинелли (Rosemaria Martinelli), директор приемной комиссии Wharton MBA, комментирует это так: "Мы знали, что нам придется разослать больше предложений в этом году, поскольку, когда количество заявлений падает, снижается и процент принимающих предложение".

Финансовый момент

Для активизации процесса зачисления бизнес-школам пришлось в 2004 году чаще пользоваться своими чековыми книжками. Некоторые школы предлагали аппликантам покрытие издержек на дорогу для участия в весенних приемных сессиях. Другие увеличили число аппликантов, которым были предложены пакеты финансовой помощи.
Обычно предусмотренная сумма, которую Cornell University's Johnson Graduate School of Management тратила на кредиты и стипендии, составляла $1 млн. В этом году было принято решение увеличить ее вдвое. Тем не менее Энн Ричардз (Ann Richards), замдиректора приемной комиссии и директор по вопросам финансовой помощи Johnson School, замечает: "То, что мы предлагаем, и то, что мы действительно тратим, - две совершенно разные цифры".
New York University's Stern School of Business представила обновленную программу стипендии декана для полной оплаты двух лет обучения (ранее оплачивался только один год). "Мы знали, что это поможет нам привлечь лучших студентов", - говорит Джулия Мин (Julia Min), помощник декана по приему на программы МВА. В школе Kenan-Flagler 20% следующего класса получат тот или иной вид материальной поддержки - от $5000 до полной оплаты двух лет обучения. В 2003 году эта цифра равнялась 13%.

Кто больше?

Бизнес-школы в последние годы стали прибегать к разнообразным тактикам предложений финансовой поддержки своих аппликантов. Полагая, что лучшие аппликанты (которые отвечают всем требованиям для предоставления стипендии), скорее всего, выберут другую школу, Indiana's B-school решила вопреки традиционным правилам предложить помощь тем, кто, скорее всего, согласится. "Вероятно, нашими слушателями станет группа уровня "выше среднего", - говорит Джеймс Холмен (James Holmen), директор приемной комиссии и финансовой помощи школы.
Поскольку нижняя планка стоимости обучения в лучших бизнес-школах находится на уровне $65000, аппликанты проявляют большую активность в поиске возможностей для получения стипендий и кредитов. Некоторые даже просят предоставить им такие же условия, как на других программах. Розмария Мартинелли из Wharton говорит, что за последний год ей пришлось выслушивать просьбы всякого рода. "Меня спрашивали: "Я получил предложение от школы Х, вы можете предложить мне такие же условия?" - говоит она, поясняя, что такие просьбы не удовлетворятся никогда.
В конце концов, дело не в деньгах, это вопрос "соответствия и образования", говорит она. Нет ничего хорошего в том, если у слушателя будет слишком много возможностей претендовать на исполнение его требований. Это может снизить уровень образования всех участников.

Маленькие хитрости

Есть подозрение, что некоторые администраторы приемных комиссий тоже стараются вести свою собственную игру. По слухам, некоторые школы предлагали деньги своим аппликантам уже после того, как те отказались от предложения о поступлении. Подтвердить такие слухи официально нельзя, но некоторые представители школ действительно утверждают, что слышали подобные истории от своих аппликантов.
"Это вряд ли можно назвать типичной практикой, - говорит Линда Болдуин (Linda Baldwin), руководитель приемной комиссии UCLA's B-School. - Попытка уговорить аппликанта отказаться от своего решения и принять предложение ставит аппликанта в неловкую ситуацию, поскольку возникает своеобразная этическая дилемма. Получается, что отказ от своего слова - это норма". Такая практика идет вразрез с жесткой политикой бизнес-школ, которые учат слушателей своих программ МВА никогда не менять своего решения после того, как предложение от корпоративного рекрутера уже было принято.
Другие школы приняли решение сократить количество слушателей, чтобы поддержать их качество. Получив на 30% меньше заявлений, Indiana's B-school, к примеру, приняла решение набирать три группы студентов класса 2006 вместо обычных четырех.

Лучше остаться

Директора приемных комиссий не верят в то, что осенью активность резко возрастет. Количество сдающих GMAT в этом году ниже, чем раньше. За период с 1 января по 30 апреля 2004 года во всем мире GMAT сдали 70179 раз. Это означает снижение на 8,56% по сравнению с теми же показателями прошлого года. Регионально снижение особенно заметно за пределами США, где падение составило 17,5%.
Показатели экономического роста также могли сыграть свою роль. Те, кто мог стать лучшим аппликантом, предпочли в этих условиях остаться в мире реального бизнеса. Когда Мэттью Сэйм (Matthew Seim) понял, что вопрос о его повышении не вызывает сомнений, он отказался от поступления, потому что "сейчас лучше остаться, а через несколько лет подумать о программе Executive MBA".
Бизнес-школы утверждают, что качество аппликантов не изменилось, что поступившие в 2003-2004 году слушатели программ МВА имеют такой же уровень академического и профессионального опыта, что и предыдущие классы. Линда Михан (Linda Meehan), руководитель приемной комиссии на программы МВА  Columbia Business School, говорит, что методы отбора изменились, но весьма незначительно. Те, кто обычно получал отказ, не будут приняты и теперь. Джулия Тайлер (Julia Tyler), директор программ МВА London Business School, говорит, что ее офис "ни за что" не снизит стандарты приема. "Если вы снижаете требования к аппликантам, это сразу же становится общеизвестным фактом".
Несмотря на заманчивое предложение учиться бесплатно, Амитаб Найак все же выбрал Чикаго. За два года обучения ему придется заплатить около $73000. Хотя деньги значат немало, очевидно, что для аппликантов есть и другие значимые факторы. Но если топ-школы не предлагают аппликантам оплаты обучения, может быть, они смогут принять больше участников. Именно на это надеются большая часть тех, кто еще только собирается поступать на программы МВА.

Комментарии Фейсбук Вконтакте