Восточные обещания

Дата публикации

С расширением Евросоюза в бизнес-школах Великобритании станут учиться больше талантливых студентов из Восточной Европы.

Когда Яна Сибер (Jana Siber) приехала из родной Чехии в Англию, ей было 20 лет, а в кармане у нее лежало всего 50 фунтов стерлингов, но она была исполнена решимости сделать свою жизнью  особенной. Теперь, когда ей 32 года и у нее есть степень Оксфорда и карьера в менеджмент-консалтинге, она проходит обучение на программе МВА в London Business School и занимается поиском места для прохождения летней практики по стратегическому маркетингу где-нибудь в Восточной Европе.

Когда она все же вернется домой, в Прагу, она хочет найти работу руководителя ведущей компании, поскольку она уверена, что степень МВА одной из лучших бизнес-школ плюс знание западной бизнес-практики делают ее кандидатуру в условиях расширяющейся Европы очень выгодной. Она хочет быть в авангарде коммерческой интеграции новых членов Европейского союза - Чехии, Эстонии, Венгрии и Литвы, - процесс которой, по всей видимости, затянется надолго.

Она также считает, что растущему потоку талантливых выходцев из Восточной Европы, ищущих места в лучших бизнес-школах Британии, тоже есть что предложить Западу. В большинстве случаев они хорошо образованы, целеустремленны, трудолюбивы и амбициозны. Они имеют опыт работы в постоянно изменяющейся коммерческой среде, что очень важно для компаний, стремящихся к росту в восточном направлении. Яна уверена, что ее образование менеджера, так же как и знание переменчивых условий в коммерческой атмосфере Восточной Европы, окажется для ее будущих работодателей ценной находкой. 

"Я считаю, что глобальные компании, которые работают в Чешской Республике, осознают ценность степени МВА, - говорит она. - Обучение на программе дает вам большой объем знаний по предпринимательству и законам бизнеса на Западе, что для стран Восточной Европы, входящих в Союз, представляет необыкновенную ценность. Но и Восточной Европе есть что предложить. Наш опыт работы очень отличается от того, который имеется у британских и американских участников программ МВА. Мы можем привнести совершенно иные взгляды. Нам действительно приходится много работать, чтобы получить хоть что-то, поскольку наше экономическое развитие весьма сильно отстает".

Количество заявлений на поступление на британские и западноевропейские программы МВА от представителей Восточной Европы за последний год выросло на 10%. Это, конечно, не слишком много, поскольку будущие студенты испытывают трудности в процессе сбора денег. Тем не менее все указывает на длительное и уверенное развитие этой тенденции. Бизнес-школа INSEAD, расположенная во Франции, еще десять лет назад взяла курс на развитие рынка топ-кадров из Центральной и Восточной Европы. Джоанна Хэлборг (Johanna Hellborg), помощник директора приемной комиссии INSEAD, говорит, что студенты из Восточной Европы всегда были очень мотивированны и талантливы.

"Их образование можно назвать образцовым, особенно в таких областях, как статистика и финансовый учет. Они вполне созрели как специалисты и очень, очень целеустремленны. Кроме того, они очень гибкие, поскольку жили в странах, где стабильность как понятие отсутствовала в принципе, а это бесценное качество", - говорит она.

Профессор Терри Гаррисон из Henley Management College говорит, что в сознании западных студентов управление бизнесом чаще всего ассоциируется с деланием денег, а не с "организационной политикой", а в растущей Европе, говорит он, важно будет уметь владеть "акционерным управлением". Восточноевропейские студенты гораздо более восприимчивы к политике бизнеса, добавляет он. Западные студенты уже забыли, что слово "политика" означает.

Профессор Даница Пург (Danica Purg), декан и основатель IEDC, международной бизнес-школы в Блед, Словения, говорит, что участники программ МВА из Центральной и Восточной Европы привносят в содержание обучения особый интеллектуальный подход к бизнесу, что органично дополняет базу практических умений и навыков, которые приносят с собой западные студенты. Она говорит: "Содержание нашего бизнес-образования довольно широко, мы открыты также и для философского подхода к бизнесу. В глобальной ситуации это очень важно".

Джерси Глинка (Jerzy Glinka) из Польши, 31 год, надеется, что степень МВА, полученная в London Business School, позволит ему получить работу в сфере консалтинга по слияниям и поглощениям. "Если западные компании захотят выйти на польский рынок, - говорит он, - то такие люди, как я, окажутся в очень выгодном положении, поскольку мы знаем и местную, и западную культуру". Раньше он работал в польском филиале международной компании АВВ, которая занимается энергоснабжением и технологиями автоматизации. 

Тем не менее расширение Европейского союза вряд ли приведет к тому, что западные МВА в массовом порядке примутся искать себе работу в Восточной Европе, как это было в Индии и Китае. Сформировавшиеся бизнес-школы в странах, вступающих в Союз, особенно словенская IEDC и варшавская Leon Kozminski Academy, активно налаживают новые связи с западными провайдерами.

Раньше процесс такого сотрудничества был сопряжен с рядом трудностей. Британский University of Hull, к примеру, после нескольких лет прекратил деятельность своих программ МВА в Польше из-за "проблем юридического и языкового плана, а также потому, что они приносили слишком мало денег".

Bradford University School of Management, напротив, продолжает поддерживать связь с Leon Kozminski, уже в течение нескольких лет предлагая свою программу в Варшаве, на которой обучается около 50 участников. Этим преследуются совершенно определенные цели по поддержанию собственной репутации в растущей Европе, что рассматривается как долгосрочные инвестиции в будущее.

Представители школы Bradford признают, что не получают больших доходов от этого предприятия. Кроме того, местные компании еще предстоит убедить в особой ценности бизнес-образования, как было в Британии 60-х, когда новомодная степень только что появилась по американскому образцу. Но МВА, точно так же как Microsoft Windows и Coca-Cola, является символом глобализации, а рост Европы, несомненно, ускорит этот процесс. Вопрос в том, могут ли западные бизнес-школы в такой ситуации позволить себе выжидать и терять время?

Профессор Иэн Тернер (Ian Turner), директор программ постдипломных квалификаций Henley Management College, который ведет курс дистанционного обучения для студентов из Хорватии, говорит: "Препятствий много: язык, стоимость, политические барьеры. Но влияние, которое наш курс оказывает на жизнь участников, переоценить нельзя".

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте