Во главе самих себя

Дата публикации 01.09.2009

Менеджер среднего и высшего звена - это вроде бы, в первую очередь, лидер. Однако новое исследование McKinsey показало, что большинству представителей этого класса в кризис лучше дается «работа руками», а не руководство. Они сами недовольны своими лидерскими качествами и компенсируют их исполнительскими функциями.

СДЕЛАЙ САМ

Опрос, который McKinsey провела в июле, показал, что менее половины из 1653 опрошенных по всему миру менеджеров действительно довольны основными результатами своей работы. Винят себя в том, что их компания недостаточно готова к росту, 17% респондентов, и эта самокритика встречается чаще всего. В неумении привлекать и удерживать талантливых людей расписываются 15% менеджеров, развивать в других сотрудниках лидерские качества, чтобы помочь им преодолеть кризис, - 11% опрошенных.

При этом, способными объединить команду для преодоления кризиса, то есть вдохновить, считают себя способными большинство начальников, и только 4% опрошенных ответили, что могли бы делать это лучше. Да и при общении с акционерами управленцы, как правило, чувствуют себя уверенно, только 5% ставят себе «неуд» по этой части.

Менеджеры, вообще, в целом довольны своим поведением и результатами во время кризиса: 71% управленцев считает, что общий результат работы за кризисный период их устраивает, 24% им очень довольны, и лишь 4% не считают, что хорошо поработали в качестве руководителя. Но вот собственные лидерские качества и эффективность именно как руководителей расстраивает очень многих - 23% считают, что не добились удовлетворительных результатов. Выходит, в кризис они переквалифицируются из начальников в исполнителей.

НЕ ЗНАЮ КУДА

Руководители компаний признают, что кризис, даже если не сильно затронул отрасль, показал слабые места в управлении. У российских менеджеров это стратегическое планирование и управление персоналом.

Собеседники Slon.ru рассказали, что свою слабость видят в недостаточно правильном выборе стратегии. Кризисные изменения, говорит гендиректор бюро переводчиков Exprimo Дмитрий Белошапкин, сбили компании с курса, а на выработку новых решений было потрачено довольно много времени и сил. Видение «послезавтра» и понимание макроэкономических законов - то, чего не хватает бизнесменам. Руководитель HR-компании видит общий корень зла для большинства российских менеджеров в недостатке хорошего бизнес-образования и накопленного опыта. По ее мнению, руководящие посты слишком часто получают люди, только формально подготовленные к работе. А большинство владельцев действует, надеясь на интуицию, без достаточных знаний. Это, на ее взгляд, тянет за собой просчеты во всех областях деятельности.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Больше всего нареканий у менеджеров к управлению персоналом. Основное, что отметили менеджеры, - излишняя мягкость в общении с сотрудниками. Директор PR-агентства «Простор: PR & Консалтинг» Роман Масленников сетует на недостаточно жесткую дисциплину и считает, что даже в творческих отраслях она должна быть практически военной. При этом даже былой либерализм и тепличные условия не помешали сотрудникам некоторых компаний разбежаться кто куда при первых же проблемах. Другие винят себя за неверно сделанный выбор в пользу зависимых и послушных, но недостаточно инициативных и самостоятельных сотрудников. Но справляться с «человеческим фактором» в кризис сложно всем.

Рецептов для преодоления своих слабостей немного: начать с себя как с руководителя, подать пример и, как Мюнхгаузен, самим себя вытягивать из болота. Другими словами, самому продемонстрировать исполнителям, как они должны работать. Чем, судя по опросу McKinsey, менеджеры и занялись по всему миру.

Что удалось
Удовлетворенность результатами работы по мнению руководителей бизнеса:
%
Общее число опрошенных 1653

Удовлетворенность результатами работы по мнению руководителей бизнеса

* Сумма может быть меньше 100% из-за округления

Комментарии Фейсбук Вконтакте