Внештатный начальник. В США удвоился спрос на временных директоров

Дата публикации

Год назад Холи Этлину предложили стать директором по реструктуризации медицинской компании Impath, которая на тот момент была на грани банкротства и задолжала $100 млн. Уже в мае этого года Этлин перешел на другую работу. Но работодатель не расстроился, ведь он нанимал директора лишь на время. 
Американские компании, занимающиеся подбором временного персонала, утверждают, что за один год, с 2003 по конец 2004 г., директора-временщики увеличили их доходы на 50%. По данным аналитической компании Staffing Industry Analysts, оборот американского рынка временных гендиректоров составляет $750 млн в год. 
Такие руководители дорого обходятся компаниям. За свою работу временщики требуют до нескольких тысяч долларов в день. В обмен компании получают в полное распоряжение опытного гендиректора на срок от полугода до полутора лет. “Это очень тяжелая работа, — утверждает Майкл Тюррелл, лондонский директор по найму временного персонала международной рекрутинговой компании Korn/Ferry International. — Поэтому клиентам лучше выбирать настоящего тяжеловеса, т. е. руководителя, который способен взвалить на себя все проблемы компании”. 
Этлин, которого нанимала Impath, сотворил чудо. Он успокоил кредиторов и клиентов, заверив их, что компания не разорится. Помог менеджерам выработать новую стратегию бизнеса и взял в свои руки выплату денег по счетам и продажу части активов Impath другой медицинской компании — Genzyme. В мае этого года дела компании наладились, а загадочный кудесник исчез. На самом деле он просто завершил свою миссию в Impath и устремился на помощь другим бедствующим корпорациям. Сейчас 47-летний Этлин возглавляет нью-йоркское отделение консалтинговой фирмы в области менеджмента XRoads Solutions Group. Но он готов к новым свершениям. “Я с нетерпением жду очередного задания”, — говорит он. 
Этлин — типичный представитель новой касты гендиректоров, которые сотрудничают с компаниями на временной основе. Они особенно нужны работодателям, когда компания сталкивается с такими трудноразрешимыми проблемами, как кризис, смерть, уход или внезапное увольнение гендиректора. Тенденция эта зародилась в Европе, где компании с большой неохотой берут новых гендиректоров на постоянную работу. Суровые законы в области трудоустройства затрудняют им увольнение непонравившегося человека.

Откуда они берутся

Мода на внештатных руководителей возникла в Америке недаром. Повсеместные сокращения рабочих мест в США привели к тому, что многие гендиректора и топ-менеджеры оказались в свободном полете. Сначала они пытались устроиться на постоянную работу, но вскоре обратили взоры в сторону рынка временного трудоустройства и нашли там то, что искали. 
У специалиста по управлению персоналом Фила Круско последняя постоянная работа была в 2001 г. Он возглавлял тогда отдел по управлению человеческими ресурсами в подразделении компании DuPont, которое специализировалось на разработке оборудования для исследований в области медицины и биологии. Через некоторое время DuPont продала подразделение и Круско оказался на улице. Он решил не искать штатную работу, а стать свободным художником. Уже совсем скоро у него появилась первая внештатная работа. Сейчас Круско трудится над отдельными проектами, помогая топ-менеджерам управлять персоналом. Иногда он отрабатывает всего 12 часов в неделю, а иногда, как настоящий штатник, занимается работой с утра до вечера. 
Джуди Джонсон после 25 лет работы, в том числе и директором по маркетингу IBM, в 2002 г. распрощалась со штатной работой. Некоторое время она занимала должность временного вице-президента по маркетингу фирмы по созданию базы данных в области медицины Zoll Data Systems of Broomfield. Президентом этой компании в 2002 г. стал Вейн Клейтон. Он разыскал Джонсон через консалтинговую фирму в области менеджмента Cerius Consulting и нанял ее на неполный рабочий день. “Первые полгода она была моей правой рукой, — вспоминает Клейтон. — За $125 в день я нанял талантливого руководителя, которого никогда бы не получил за такие деньги на полный рабочий день”. 
Клейтон говорит, что Джонсон проработала достаточно долго для того, чтобы “люди к ней привыкли, начали уважать ее таланты и получили пользу от совместной работы”. Со своей стороны, она признает, что чувствовала себя на работе как дома. “Я потеряла сон, думая о проблемах компании. Я никогда бы не принимала проблемы работодателя так близко к сердцу, если бы сотрудничала с ним как простой консультант. Компания стала мне родной”, — признается она. 

Покорители вершин

Временные топ-менеджеры жаждут получить опыт и расширить поле своей профессиональной деятельности. Такие руководители зачастую должны считать себя мастерами на все руки, говорит Майкл Исса, исполнительный директор по управлению отделения консалтингового агентства Ballenger Cleveland Issa LLC в Лос-Анджелесе. “Обычно люди не умеют делать сразу много вещей, а лучшие временные гендиректора и топ-менеджеры могут”, — добавляет он. По словам Иссы, временные руководители также должны уметь справляться с враждебным отношением. От них требуется умение быстро учиться. Они не могут позволить себе медленно включаться в работу. Джонсон добавляет к этому свое ощущение от работы временщиком: “Надо быть, с одной стороны, дружественным, а с другой — уметь держать дистанцию”.

Комментарии Фейсбук Вконтакте