Жизнь после выпуска

Дата публикации

Многие из тех, кто задумывается о получении самой популярной бизнес-степени в мире – MBA, нередко полагают, что она априори гарантирует престижную работу, высокую зарплату и, главное, возможность выбора: сферы деятельности, компании, страны проживания. Но даже если вы приложите серьезные усилия и поступите в школу, которая не сходит с верхних позиций в рейтингах авторитетных изданий, а время там проведете с пользой, грамотно распределив его между учебой и налаживанием связей с однокурсниками, это еще не значит, что выбирать будете вы. Здесь есть много тонкостей и нюансов. И лучше о них знать заранее, чтобы успеть подготовиться.

Трудоустройство на Западе

Если вы решились на обучение за границей, то нужно помнить, что там востребованность выпускников MBA напрямую зависит от экономической ситуации. Если экономика страны на подъеме, найти работу не составит особого труда, а процесс будет легким и приятным. В лучшие годы за обладателей новеньких дипломов сражаются работодатели, расхватывая их уже после первого курса, и счастливчики могут выбирать примерно из трех выгодных предложений. "В наиболее выгодном положении оказались выпускники 2000-2001 годов. Им было проще получить действительно хорошую работу и компенсационный пакет. После краха доткомов и корпоративных скандалов ситуация на рынке труда осложнилась: достойных предложений стало меньше, зарплаты предлагались ниже", – говорит руководитель проекта компании Begin Group Алла Жаворонкова.
"В 2003-2004 годах, когда я учился, был тяжелый период для выпускников. Чем хуже дела в экономике, тем больше человек идет учиться, надеясь, что через два года улучшится ситуация и будет работа. Я шел, когда началась рецессия. Она затянулась, и когда я выпускался, ситуация на рынке труда только-только начала улучшаться. У меня было два предложения по работе, причем одно из них никак нельзя было назвать интересным", – вспоминает выпускник Йельской школы менеджмента и старший специалист отдела структурирования и деривативов Ситибанка Евгений Агешин.
О непростом поиске работы в период кризиса рассказала выпускница Kellstadt Graduate School of Business, DePaul University Наталья Радайкина: "Я окончила бизнес-школу в 2003 году, провальном для экономики США, поэтому работу там было найти крайне сложно. Свободных вакансий на веб-сайтах компаний не было вообще. Были заморожены все приемы на работу, кругом сокращали персонал, в школу работодатели сами не приходили и не устраивали презентации". В такие времена единственная надежда на networking (англ. - установление деловых контактов, налаживание связей) – поиск работы через знакомых и их друзей. На Западе этому уделяется большое внимание. "Несмотря на непростую ситуацию в экономике, мне удалось достаточно легко найти работу, – продолжает Наталья Радайкина, – я устроилась в компанию, в которой проходила летнюю практику. Обычно все стремятся проходить стажировку (10 недель после первого года обучения) там, где потом хотят работать, чтобы зарекомендовать себя. Незадолго до окончания учебы я связалась с компанией, где проходила практику, и попросила рассказать об имеющихся вакансиях. Благодаря тому, что у меня хорошо прошла стажировка, я получила интересную работу".
В любой солидной бизнес-школе процесс трудоустройства совпадает с процессом обучения. Поиском работы начинают заниматься практически с первого дня учебы. В этом слушателям помогают специалисты из центра карьеры. Сначала проводятся различные тесты, беседы по душам, которые помогают человеку расставить приоритеты и понять, куда двигаться дальше, к какой сфере деятельности лежит его душа. Интервью для назначения летней практики начинаются буквально с первого месяца учебы, регулярно проводятся презентации компаний (чаще всего – консалтинговые и инвестиционные), которые охотно берут студентов на стажировку: для них это способ отобрать лучших. "Если студент хочет получить работу в нетрадиционных для MBA сферах, например в индустрии шоу-бизнеса, в энергетике либо в компании, которая не приезжает интервьюировать слушателей, он пользуется базами данных школы, контактами с выпускниками и выходит напрямую на работодателей, – объясняет выпускник Стэнфорда и президент группы "Промсвязькапитал" Павел Хохряков. – Работу на практику я получил достаточно просто: послал письмо по e-mail одному из наших выпускников, который работал в Citigroup, а он в свою очередь перенаправил мое резюме в HR-отдел банка".
Как отмечают эксперты, на текущий момент ситуация с трудоустройством начала улучшаться. Согласно мировой статистике, востребованность выпускников MBA снова растет. "В этом году наблюдается значительный подъем спроса со стороны крупных компаний. Естественно, предпочтение отдается выпускникам топ-школ. Однако MBA – это не панацея, которая может сделать из посредственного Вани Петрова Джека Уэлша, легендарного главу General Electric", – считает директор по маркетингу MBA Strategy Елена Науменко.
Еще один существенный момент – статус бизнес-школы. Безусловно, работодатели обращают внимание не только на наличие степени, но и на имя и репутацию школы, в которой был получен диплом. "Чем выше статус школы, тем больше шансов на успешное трудоустройство после окончания обучения, – заявляет Алла Жаворонкова. – Тем не менее большинство слушателей MBA – это активные, ориентированные на карьеру менеджеры, а такие всегда нужны компаниям. Они могут предъявлять завышенные требования по зарплате, но неизбежно адаптируются к общим требованиям и условиям рынка труда".
Студентам из России не так просто получить работу на Западе еще и потому, что зачастую работодатель не хочет брать на себя улаживание вопроса с визой.

В чужой монастырь – со своим уставом

У многих российских выпускников MBA после завершения учебы в западной школе два наиболее вероятных пути: предпринимательская деятельность за границей либо работа по найму на родине. "В России в отличие от Запада спрос на квалифицированных специалистов постоянно растет, так как отечественная экономика сейчас довольно стабильно развивается. Выпускники MBA востребованы как в иностранных компаниях, работающих на местном рынке, так и в крупных российских структурах. Например, которые перестраивают свой бизнес под западные стандарты – обычно они берут "свежевыпущенных" специалистов на позиции среднего уровня. Такие компании по-прежнему предлагают конкурентно-способные финансовые условия", – сообщает директор по маркетингу Penny Lane Consulting Лика Басариа.
"В России все чаще в описании требований при найме присутствует слово MBA. Я думаю, что ее выпускники все больше и больше востребованы здесь, – заявляет Евгений Агешин. – В западных компаниях на российском рынке, безусловно, ценится степень, полученная за границей. В российских же требуются англоговорящие специалисты, понимающие западную культуру".
"МВА дает преимущества при трудоустройстве, так как наниматель уверен, что претендент обладает современными навыками в управлении и, кроме того, способен добиться результата в решении проблем предприятия", – считает декан факультета профессиональной переподготовки кадров Всероссийской академии внешней торговли Ольга Дмитриева. "Диплом МВА дает только теорию бизнеса, но никак не практику, – высказывает противоположную точку зрения директор компании "Агроимпекс", выпускник Института бизнеса и делового администрирования Сергей Толстиков, – поэтому при приеме на работу наличие МВА для меня не является основополагающим. В первую очередь я смотрю на потенциальные возможности человека".
Наиболее ценятся специалисты, получившие опыт работы в ведущих мировых компаниях. А сам по себе диплом МВА важен в течение 2-4 лет после выпуска. Если человек работал после получения степени в крупном иностранном банке, для потенциального работодателя становится уже не суть важным, в какой школе кандидат получил МВА. Большое значение имеет также наличие у выпускника российского опыта работы. "Для получения высокой должности в российской компании реального сектора одного МВА, даже самого престижного, по-прежнему не всегда достаточно, – продолжает Лика Басариа. – Опыт работы выпускника за рубежом не для всех компаний является преимуществом, поскольку для многих принципиальным является понимание потенциальным работником специфики местного рынка".
"С точки зрения работы для обладателей MBA российский рынок пока еще находится в стадии становления, – считает Павел Хохряков. – Думаю, нельзя сказать однозначно, что характерно для рынка в целом. Ожидания и потребности сильно зависят от конкретной компании. Если говорить о группе "Промсвязькапитал", то для нас наличие степени MBA, ведущей бизнес-школы, является значительным плюсом для кандидата. Однако он не гарантирует трудоустройства. Важен опыт руководства в конкретных бизнес-областях, желательно в России. Но при наличии одинакового опыта работы у двух кандидатов мы скорее предпочтем обладателя степени MBA".
Данную точку зрения разделяет и директор по маркетингу Высшей школы международного бизнеса АНХ Юрий Тазов. По его словам, обладание степенью при прочих равных характеристиках кандидатов часто является решающим фактором при принятии решения о найме на работу. "Однако главным фактором является наличие практического опыта работы", – уверен Юрий Тазов.
В сочетании с российским опытом степень MBA может быть серьезным конкурентным преимуществом, особенно в компании, где руководство само имеет западное образование. "Когда я решила возвращаться в Россию, то обратилась к своему бывшему работодателю и меня приняли. Для моего начальника – американца – МВА был своего рода знаком качества. В компании у меня была сложившаяся репутация, но для человека, который меня не знал, наличие степени сыграло определенную роль", – рассказывает Наталья Радайкина.

Made in Russia

С учениками российских бизнес-школ не все так радужно. "Отечественный диплом – это, безусловно, плюс, но не доминирующий, – говорит Алла Жаворонкова. – Он обязательно должен быть подкреплен адекватным опытом работы и практическими навыками. То же самое можно сказать и о дипломе западной школы. Для работодателя опыт кандидата всегда является чрезвычайно важным критерием отбора".
У местных школ не столь громкие имена и незыблемая репутация. Ни одна из отечественных школ не доросла до совершеннолетия ("старикам" всего по 17). Поэтому не стоит удивляться тому, что крупные компании с большим вниманием относятся к западным дипломантам.
"Выпускники российских программ востребованы на рынке, – считает проректор по маркетингу школы бизнеса "МИРБИС" Татьяна Иванищева, – они имеют опыт, обладают знаниями и управленческими навыками, понимают особенности российского бизнеса, хорошо мотивированы. Спрос на них большой. Те, кто стремится к карьере в международных компаниях, выбирают западные школы и рассматривают свое будущее "рабочее место" чаще всего не в России". И работодатели пока не готовы значительно повышать зарплату обладателю российского бизнес-диплома. "После прохождения нашей программы слушатели начинают требовать повышения зарплаты в разы, и это становится серьезной головной болью для работодателей, они к этому не готовы", – говорит декан Высшей школы корпоративного управления Сергей Календжян.
Зарплата: ожидания и реальность
Средняя зарплата выпускников топовых бизнес-школ составляет около $100 тыс. в год. "Как показывает статистика, после окончания ведущих зарубежных школ зарплата выпускников увеличивается в среднем в 2-2,5 раза. По оценкам обладателей российских МВА, рост составляет 25-50%", – отмечает Алла Жаворонкова. Сложности, возникающие при трудоустройстве выпускников ведущих западных МВА, в основном связаны с тем, что зарплатные ожидания выпускников часто превышают уровень, который готовы предложить им в России. "Многие студенты по окончании учебы ожидают увеличения зарплаты в несколько раз, – говорит Лика Басария. – Подобные надежды не всегда оправданны, поскольку диплом МВА больше не является единственно необходимым пропуском в ведущие компании. Получение степени МВА перестало быть безотказным способом радикально улучшить материальное положение. В отношении трудоустройства даже дипломы лучших западных школ не дают абсолютных гарантий".
"Мои денежные ожидания были удовлетворены полностью, – признается Евгений Агешин. – Зарплата выросла значительно, в разы. А расход на бизнес-школу обычно отбивается за 3-5 лет".
"В среднем в течение трех лет после окончания школы выпускники МВА меняют работу, достигая при этом более высоких зарплат", – добавляет Юрий Тазов. "Работодатель в России склоняется к более дешевой рабочей силе, а дипломированные специалисты МВА стоят дороже, поэтому могут дольше искать работу", – замечает Сергей Толстиков.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте