Выпускники MBA полны боевого духа

Дата публикации

Хотя сегодняшние студенты реально видят положение дел на рынке труда, они убеждены в чрезвычайной ценности своей деловой степени
«Класс 2003 года доволен своим образованием в сфере делового управления даже несмотря на нестабильную ситуацию на рабочем рынке» - таковы результаты недавнего исследования, проведенного среди студентов бизнес-школ.
Студенты MBA 2003 года лишены той абсолютной уверенности в получаемом академическом опыте, которая имелась у их предшественников в 90-е годы. Многие из выпускников этого года поступили в бизнес-школы прямо перед (или же сразу после) 11cентября 2001-го, событий, усугубивших положение на и без того шатком рабочем рынке. Подлили масла в огонь и скандалы, связанные с корпорациями Enron, WorldCom и Arthur Andersen. Несмотря на враждебную экономическую среду, выпускники МВА не унывают. Действительно, исследование, проведенное Graduate Management Admissions Council (GMAC), показало, что 67% выпускников этого года (по контрасту с 60% в 2001 году) оценивают общий полученный опыт как «выдающийся» или «отличный».
GMAC, проводя свой четвертый ежегодный опрос среди студентов бизнес-школ 95 года, включая такие ведущие школы, как Duke, The University of Pennsylvania, IESE Business School in Barcelona и London Business School, попросил их оценить по нескольким критериям свое обучение в бизнес-школах. Среди опрошенных было 47% неамериканцев, 81% - зачислены на full-time MBA программы, 68% - мужчины.
Опрошенных студентов очень волнуют ужесточившиеся условия рынка: в то время как 86% из них очень довольны своими успехами в бизнес образовании, лишь 39% испытывают в данный момент аналогичные чувства в связи с будущим трудоустройством. Около 62% опрошенных уверены в потенциальном росте своих доходов по завершении курса, а 65% вполне довольны своей позицией по окончании программы (в 2001 году в обоих случаях цифра равнялась 78%).
Выпускников этого года вряд ли можно будет назвать малообеспеченными. Ожидаемый уровень повышения доходов составляет 50%, включая тех, у кого уже была работа до поступления, и тех, кто все еще находится в поиске. Самой высокой прибавка по зарплате будет у окончивших европейские и американские школы, в среднем она составит $75000 плюс $10000 бонуса при подписании контракта. Канадские MBA после окончания курса ожидают прибавки в $50000. «Если человек заинтересован в получении MBA, но видит в перспективе высокие затраты и снижение прибыли, это не остановит его, но заставит взглянуть на альтернативы»,- говорит Jeanne Wilt, помощник декана по приемной коммисии и развитию карьеры Мичиганской бизнес-школы. Среди таких альтернатив может быть выбор вечерней программы или поиск менее дорогой школы.
Требуется больше этики
Не удивительно, что этика находится в центре внимания выпускников 2003 года. По данным опроса, 78% студентов согласны с тем, что недавние скандалы «создали атмосферу неприязни к корпорациям», а 28% говорят, что «скандалы негативно повлияли на мировоззрение участников MBA». Интересный факт, однако, заключается в том, что выпускники программ дневного обучения «с гораздо большей долей вероятности будут искать себе работу в финансовой сфере, то есть в той области, которая сильнее всех пострадала от скандалов». Лишь 9% участников опроса сказали, что этика «весьма эффективно» была интегрирована в процесс обучения на курсе MBA. Количество внимания, уделяемого этике, варьируется от школы к школе и от региона к региону. В европейских бизнес-школах 56% студентов обращались к теме этики на лекциях приглашенных специалистов, а 51% окончил обязательные курсы по этике. Всего лишь 32% участников вечерних курсов MBA в сравнении с 49% студентов курсов Executive MBA оценивают «правильность содержания занятий» на «отлично». В общем и целом, 50% опрошенных слушателей курсов MBA 2003 года утверждают, что теперь, прежде чем подавать заявление о приеме на работу, они будут более критично подходить к вопросу этической культуры, чем это было до поступления в бизнес-школу.
Так же важно, как и деньги
Хотя важность темы этики в течение последних двух лет было трудно переоценить, бизнес-школы не меняли своих учебных планов. «Мы не заметили каких-либо существенных изменений на постоянной основе,- говорит David Wilson, председатель GMAC. - Если бизнес-школы собираются заняться этикой, эта тема должна стать неотъемлемой частью учебного процесса в целом и каждого предлагаемого курса в частности».
Некоторые американские школы наконец-то поняли суть дела. 30 мая Columbia Business School открыла отделение Bernstein & Co. Center for Leadership & Ethics. Этой осенью там начнет проводиться обязательный годовой курс по этике. «Раньше в школе всегда были студенты, которые считали свое образование достаточным и без курсов бизнес-этики, - говорит Ray Horton, глава отдела менеджмента в Columbia Business School. - Мы пришли к пониманию того, что этика так же важна, как и деньги».
Еще один важный вывод, вытекающий из полученных GMAC данных, состоит в том, что студенты уделяют (или должны уделять) особое внимание своим сокурсникам и профессорам. 29% респондентов охарактеризовали своих сокурсников как «выдающихся», а 27% так же отозвались о преподавательском составе. «Убедитесь в том, что тот, кто сидит с вами рядом, такой же, как вы, или еще лучше,- говорит Wilson. - Если нет, зачем тратить время и деньги?»
Долгосрочные планы
Около половины выпускников MBA этого года используют свою степень для смены карьеры. В целом самыми популярными в 2003 году специальностями являются "финансы" (41% опрошенных), "маркетинг" (24%), а также "стратегия" (13%). Только 2% выпускников во время обучения специализировались в области IT. Таким образом, опрос показал, что образование MBA сегодня в меньшей степени воспринимается как ключ к благосостоянию и корпоративной славе. «Восприятие 90-х было неразумным и не заслуживало доверия так же, как не заслуживает его и сейчас»,- говорит Wilson. И все же есть кое-что, чему бизнес-школы хорошо научили своих студентов, - видеть перспективы получения долгосрочной выгоды, а не мгновенного результата. В этом отношении класс 2003 года обязательно должен преуспеть. И если студентов MBA учат делать добро, зарабатывая на этом, то результат определенно будет позитивным.

Комментарии Фейсбук Вконтакте